Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Индуисты возмущены "неправильными акцентами" в американских учебниках истории

16.04.2018 Американские учебники в которых упоминается Индия часто становятся объектом критики со стороны местных религиозных групп. При том, что в учебниках по истории и обществознанию, выходящих в США, про Индию рассказывается совсем немного, тысячи писем, судебные процессы и демонстрации являются реакцией на достаточно скромные учебные пособия выходящие в Калифорнии и Техасе. При этом дискуссия о том, как писать об Индии продолжается уже около десяти лет.

В США, как и в России, предполагается, что учебники должны играть важную роль в формировании познаний и картины жизни учащегося. Каждый штат может публиковать свои учебники, но техасские и калифорнийские наиболее распространены. Они в основном представляют американские стандарты преподавания. Так что же вызвало такое напряжение? Основная жалоба индусов, в том числе американского Индуистского Фонда образования (HEF), заключается в том, что в предыдущих учебниках дается неточное и пренебрежительное изображение их религии. Хотя есть много индивидуальных жалоб, главные из них: акцент на существовании кастовой системы, констатация индоарийской миграции как доказанного факта, а также то, что Индию включают в Юго-Западную Азию. Индусы последовательно осуждают тот факт, что чрезмерное внимание в учебниках уделяется кастовой системе и ритуалам, таким как сати (когда вдов в добровольно-принудительном порядке сжигают на погребальном костре их мужей) при обсуждении религии. Получается, что “Запад” рассматривает “Восток” в качестве странного и экзотического, фокусируется на различиях таким образом, чтобы они казались проявлениями принципиальной чуждости. Утверждается, что «в учебниках имеет место тактика дегуманизации с последующей маргинализацией». Такие группы, как HEF, хотели бы, чтобы эти вопросы обсуждались более взвешенно и чтобы при их обсуждении использовались более нейтральные формулировки. Их оппоненты считают, что авторы учебников ничего не придумывают и кастовая система и миграция предков индусов вполне реальные явления, которые не имеет смысла оспаривать.

Современные индуисты часто оспаривают, что их предки проживали вдали от современной Индии, хотя это является доказанным фактом, свидетельством чего являются древние индийские веды и даже Махабхарата. Тем не менее вопрос о древнеиндийском населении безусловно сложен и тесно связан с генетикой, историей, археологией, лингвистикой, религией и наследием колониализма. Индусы утверждают, что предположение о том, что их предки проживали в иных местах часто использовалось в интересах британского колониализма.

Обсуждается даже слово миграция. В ранних версиях учебников использовалось слово "завоевание", и индусы считают, что это создает представление о насильственном характере заселения Индии. (Откровенно говоря в этом нет никакого сомнения). Индийские ученые также разделились по вопросу о том, следует ли относить термин Индия к территориям современного Пакистана (и Бангладеш).

Критики учебников также опечалены тем, что в них очень мало или ничего не говорится о джайнизме и сикхизме, как происходящих из Индии. В то время как Совет по образованию штата Калифорния одобрил многие из изменений, которые индуистские группы предлагали на дебатах.

Существует мнение, что такие организации, как HEF, являются ветвью радикальных индуистских националистических организаций, которые пытаются увековечить крайние формы индуизма, используют их для прикрытия негативных аспектов происходящего в стране и для оправдания нападений на мусульман (а иногда и христиан) в Индии. Хотя представление о религии должно быть точным, история никогда не является универсальной истиной. Она постоянно оспаривается с новых позиций и исторические факты обычно используются для придания импульса современному движению.

Редакция текста от: 16.04.2018 16:42:48