Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Теория и практика Основ православной культуры – в центре внимания XV Рождественских чтений

31.01.2007 Второй день работы XV Рождественских чтений – 30 января – начался в Государственном Кремлевском дворце под председательством управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Калужского и Боровского Климента. Все доклады, прозвучавшие в первой половине дня, были связаны с обоснованием необходимости введения «Основ православной культуры» (ОПК) и широкой практикой преподавания этого предмета.

Первый докладчик, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь рассказал об опыте религиозного просвещения в Крыму. По его словам, преподавание ОПК в епархии приняло «массовые формы»: в 400 из 600 школ этот предмет изучали в 2006 г. 70-80% семей крымчан венчаются и крестят своих детей. Многие родители активно поддерживают преподавание ОПК не только на словах, но и на деле: созданный при епархиальном управлении Родительский комитет регулярно проводит родительские встречи; в епархии принято широко привлекать родителей к проведению православных праздников в стенах школ. Владыка подчеркнул, что пример многонационального Крыма, где живут 35 «исторических народностей», опровергает опасения скептиков, которые связывали с введением ОПК рост межнациональной напряженности. Напротив, ни одного подобного конфликта на этой почве в Крыму не было. Митрополит Лазарь отметил, что причиной подобной напряженности может стать только «невежественный фанатизм», но не религиозное просвещение, которое является «безусловным приоритетом» для епархии. В этой работе Церковь активно сотрудничает с разными государственными структурами: так, министерство образования рассматривает и утверждает программно-методическое обеспечение курса «ОПК Крыма»; правительство Крыма финансирует подготовку учителей по ОПК – на базе местного Института повышения квалификации 156 учителей смогли закончить курс и получить государственное свидетельство о праве преподавания ОПК.

Пример активного участия госструктур в развитии православного образования являл собой следующий докладчик – полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Александр Коновалов. Он подробно рассказал о способах поддержки деятельности церковных организаций. Так, 45 православных организаций получили солидные гранты из Президентского фонда, поучаствовав в конкурсе некоммерческих организаций (НКО). Аппарат полпреда поддерживает и другой конкурсный проект – «Серафимовский учитель», в котором в этом году участвовало двести учителей. В округе власти активно содействуют развитию православных гимназий, созданию интернет-ресурса «миссионерской направленности», совместно с Церковью заботятся о программах сохранения семьи и о решении демографических проблем. Докладчик удивил аудиторию знанием специфики способов родовспоможения, говоря о вреде кесарева сечения, а также поделился опытом работы с молодежью. Так, в округе стараются «перенаправить» в правильное русло празднование Дня влюбленных 14 февраля: «Мы стараемся ориентировать молодежь на создание счастливой семьи, а не на поиск разнообразных половых партнеров», – рассказывал чиновник.

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ, архиепископ Верейский Евгений говорил о проблемах современного духовного образования, которое необходимо развивать в сотрудничестве со светскими вузами и с государством. Однако именно в адрес последнего, а именно – в адрес министерства образования и науки выступавший обратился с требованием закончить «скрытую борьбу» с православным образованием и перейти к «широкомасшатабному использованию» опыта Церкви в деле образования. Владыка упрекнул министерство в желании ликвидировать так называемый «региональный компонент», в рамках которого в большинстве регионов преподается ОПК. Однако накануне, в день открытия форума, министр Андрей Фурсенко недвусмысленно ответил на эти опасения, подчеркнув, что министерство не посягает на региональный компонент и свободу местных властей в отношении его наполнения.

«До каких пор мы будем доказывать необходимость изучения основ нашей культуры?» – зал разделил искреннее возмущение следующего докладчика, также представителя высшей школы, только светской – заместителя декана факультета журналистики МГИМО, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды. «Бессмысленную возню» вокруг введения ОПК давно пора заканчивать и не отвлекаться от конкретной работы – создания хороших учебников и подготовки кадров, заявил он. Проблему высшего образования он осветил через призму конфликта поколений, «культурного разрыва отцов и детей». За последние 10-20 лет этот конфликт усугубился за счет ломки системы прежних ценностей, навязывания идеологии «потребительского антропоцентризма», стремительного развития технологий (в особенности – информационных), изменения «общекультурного фона» молодежи (Гарри Поттер вместо Пушкина), замены у студенчества привычной модели «учитель-ученик» с навыками «слушать и слушаться» на мироощущение покупателя, выбирающего образовательные услуги. И если современной высшей школе «нужны» далеко не все студенты с такими установками, то Церкви нужны все – только Церковь, по мнению В. Легойды, может противостоять потребительской идеологии, предъявляя молодежи «идею жертвенности». Но для того, чтобы Христианство было услышано молодежью, оно не должно восприниматься «как одно большое «нельзя». К молодежи надо обращаться не с «длиной юбок или одеванием платка»; начинать разговор и заканчивать надо словами о Христе, убежден докладчик. По его словам, обращение к православной вере как основе нашей культуры – «единственный шанс выживания нашего общества».

Раскрыть для участников Рождественских чтений культурологический характер ОПК взялся диакон Андрей Кураев, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он указал, что в преподавании этого предмета надо опираться на мощную культурологическую школу, сформировавшуюся еще в советское время и представленную именами мирового уровня – Д. Лихачева, С. Аверинцева, А. Лосева, М. Бахтина, В. Иванова, Б. Успенского, Ю. Лотмана. Видимо, предполагая, что далеко не все преподаватели ОПК займутся изучением книг этих ученых, а может быть, чтобы побудить своих слушателей к этому, А. Кураев объяснил смысл культурологического подхода с помощью анекдота, иллюстрирующего разницу «культурных сценариев», «базовых типов поведения» каждого народа. По его словам, все нарастающая миграция в России делает особенно актуальным преподавание ОПК: приезжим иноверцам необходимо «объяснять логику православного мифа» (последнее слово было использовано как культурологический термин), объяснять, что, например, Андрей Рублев – вовсе не «творец идолов», как могло бы показаться с мусульманской точки зрения. Введение ОПК позволит «избежать дробления по национальному признаку», подчеркнул выступавший, так как именно язык культурологии поможет найти верный тон в рассказе о православной культуре: не «делайте так-то», а – «православные поступают так-то»… «Если бы я был Путиным, я ввел бы для всех мигрантов три обязательных экзамена: русский язык, российское законодательство и ОПК», завершил диакон свой доклад под одобрительные аплодисменты участников форума.

Благовест-инфо/Седмица.Ru

Редакция текста от: 31.01.2007 00:00:00