Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

II международный форум "Религия и мир" состоялся в Москве

17.10.2014 II международный форум "Религия и мир" состоялся 16 октября в Москве, в Большом зале пресс-центра МИА «Россия сегодня». Форум, собравший лидеров религиозных организаций России, священнослужителей, государственных и общественных деятелей, экспертов, журналистов, был организован Департаментом межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы. Участники форума обсудили актуальные аспекты взаимодействия государства, конфессий и религиозной общественности.

"В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь" — этим известным христианским девизом призвал руководствоваться в работе форума председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Выступив одним из первых, он говорил о тенденции использования богословия в политических целях, о «войне мифов», которая приводит к реальным вооруженным конфликтам и человеческим жертвам. «Примириться в памяти, найти в истории то, что объединяет народы», -- вот вектор, которому предлагает следовать митрополит, говоря, в частности, о современных взаимоотношениях народов России и Украины. Для этого нужен диалог, в котором надо опираться на общие культурные и духовные корни, на священников Московского Патриархата, служащих на Украине. «Необходимо возвысить роль Патриарха Московского и всея Руси. Всея Руси – то есть России, Украины и Беларуси, он нам нужен как духовный страж мира», -- сказал глава Синодального отдела. Он также призвал приложить все усилия для того, чтобы приходы Украинской Православной Церкви не переходили в раскол.

Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас Нерсисян зачитал обращение к участникам форума Католикоса-Патриарха всех армян Гарегина II. В тексте выражена «тревога за судьбы мира», который, отвергая непреходящие нравственные ценности, «вплотную подошел к рубежу». Архиепископ говорил об опасности равнодушия, которое привело к геноциду армян, трагедиям на Украине, в Сирии и в других местах. «Чужой беды не бывает… Беда, как эпидемия, рано или поздно войдет в дом равнодушного», – отметил представитель Армянской Церкви.

Тему консолидации усилий религиозных организаций для защиты нравственных ценностей продолжил начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский. «Молчанием предается Бог», -- напомнил он известную фразу, добавив, что в наши дни «немолчание стоит дорого – у нас убивают муфтиев, священников». С. Ряховский рассказал о том, как евангельские церкви России выстраивают диалог с протестантским сообществом Украины, чтобы вместе обсуждать пути выхода из кризиса.

«Миротворческая миссия религии сегодня как никогда необходима», -- отметил муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов. Он подчеркнул, что, несмотря на попытки отождествить усилия религиозных деятелей на Украине с политикой России, «наше миротворчество вне политики». «Миролюбие заложено в вероучении мусульман», -- говорится также в приветствии председателя Совета муфтиев РФ Равиля Гайнутдина, которое было зачитано на форуме.

Главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар в своем видеообращении сделал акцент на необходимости взаимопонимания между представителями разных религий и конфессий в России. По его словам, «дружба религиозных лидеров России между собой --… это важнейший сигнал для общества и даже для всего мира».

Межрелигиозный диалог – главное средство противодействия нетерпимости в обществе, уверен профессор Папского Салезианского университета (Италия) Массимо Интровинье. Согласно его исследованиям, в большинстве случаев нетерпимость в отношении религии, если на нее (нетерпимость) должным образом не реагировать, перерастает в дискриминацию, а затем и в преследования религиозных организаций. Чтобы этого не произошло, преобладающее в стране религиозное объединение должно уважать права других групп верующих, выстраивать общение с ними. Свои выводы итальянский ученый обосновал многочисленными примерами.

О попытках реализовать принципы межрелигиозного диалога в Косово рассказала директор научно-исследовательских проектов Школы дипломатии и международных отношений Университета Сетон Холл (США) Борислава Манойлович. Она сообщила о миротворческой деятельности настоятеля монастыря Дечаны отца Саввы (Янича) и усилиях международной христианской организации – Общины св. Эгидия по «наведению мостов» между сербами и албанцами в этом многострадальном регионе. «Религия должна быть средством укрепления добрососедских отношений», -- убеждена выступавшая.

О том, как религиозные организации могут реально помочь пострадавшим от политических распрей и вооруженных конфликтов, шла речь на пленарном заседании форума. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, представил подробный доклад о разносторонней и систематической помощи Русской Православной Церкви беженцам из юго-восточных регионов Украины. Главный принцип церковной помощи – она должны быть адресована конкретному человеку, отметил епископ. Он уверен, что расхождения в вероучении не являются препятствием для того, чтобы приверженцы разных религиозных организаций объединились в деле милосердия, помощи пострадавшим.

Работа форума продолжилась в рамках экспертных тематических сессий: «Духовные инициативы в общественном пространстве как фактор укрепления гражданского мира», «Межрелигиозный диалог и вызовы современности», «Женщины веры в общественном и медийном пространстве. Служение идеалам традиционной семьи и сохранения нравственности», «Верующая молодежь: образование, социальное служение, культурные и спортивные проекты».

Форум завершился принятием резолюции, в которой участники встречи призывают: «избегать политизации религии»; сделать традиционные религиозные организации России «реальными, а не декларативными социальными партнерами государства»; оказывать целенаправленную государственную поддержку социальным проектам религиозных организаций, а также добровольческим инициативам; широко информировать общество о социально полезной работе верующих.

Редакция текста от: 17.10.2014 17:21:54