Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Англии вышла в свет книга «Сны в исламе»

17.06.2011 В одном из британских издательств в мае этого года вышла книга «Сны в исламе» (The Dream in Islam), написанная специалистом по социальной антропологии Йеном Эдгаром (Iain Edgar), сообщается на официальном сайте Даремского университета.

По мнению автора исследования, в исламе сны всегда занимали важное место. В частности, это касается лидеров и рядовых участников движения «Талибан». Например, основатель этого движения Мулла Омар утверждает, что получил откровение о необходимости вести войну против неверных и свою власть по прямому указанию некоего посланника из иного мира, явившегося Омару во сне. Также в интервью журналистам Мулла Омар рассказывал, что его брат во сне видел белый дворец, охваченный огнем. Омар уверен, что это был Белый Дом в Вашингтоне.

«Ислам, — сказал Йен Эдгар во время выступления на презентации своей книги, — имеет, возможно, самую мощную и тщательно истолковываемую традицию состояний ночного сна». «Однако сны используются далеко не только для войны. Многие мусульмане часто обосновывают собственными снами те или иные политические или финансовые проекты, а также руководствуются указаниями, полученными во сне, для того, чтобы осуществлять различные жизненные планы: жениться или подождать, устраиваться или не устраиваться на ту или иную работу и т. д.», — считает Эдгар.

В своей книге он анализирует сообщения о снах, почерпнутых им из газет, журнальных статей, судебных протоколов и сочинений исламских авторов. Кроме того, в книге рассматривается большое количество материала, полученного в ходе полевых исследований в Великобритании, Северном Кипре, Пакистане, Боснии, Турции и США.

Книга «Сны в Исламе» стала первым в западной науке обзором исторических и современных аспектов тех сновидений, которые расцениваются как откровения в исламе. Ученый ставит своей целью объяснить, на каком основании сновидения у последователей ислама приобретают сверхъестественный статус и становятся источником откровения от Бога, нередко служащим руководством в повседневных делах и поступках.

Йен Эдгар приходит к выводу: «В исламской традиции мир сновидений и реальная жизнь очень тесно связаны, а некоторые сны считаются более реальными, чем повседневный опыт». «Сны могут трактоваться как предвестники каких-то скоро грядущих событий, наступление которых исполнено опасностей, и такие сны трактуются как сигналы свыше, направляющие к избавлению от грозящих бед», — считает исследователь.

«Методы толкований снов в исламе зависят от многих сторонних факторов, включая религиозную направленность, духовный сан, социальную позицию сновидца. Кроме того, учитывается время ночи и месяца и года. Однако, центральное значение имеет все же фигура небесного вестника», — утверждает Эдгар. «В конченом счете традиция истолкования снов восходит или возводится в исламе к пророку Мухаммаду, к его образу как священного сновидца», — заключает ученый.

В книге, также, анализируется отношение ко снам в суфизме, и сравнивается восприятие сновидений в западной и исламской религиозной культуре.

Йен Эдгар является одним из ведущих в мире экспертов в области сновидений и измененных состояний сознания. Кроме того, ему принадлежит пальма первенства в разработке методов изучения воображения (imagework methods), основанных на соединении психотерапии и социальной антропологии.

Редакция текста от: 17.06.2011 18:20:43