Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Канаде прошел научный симпозиум, посвященный «Тайному евангелию от Марка»

10.05.2011 В Йоркском университете в Торонто 29 апреля состоялся симпозиум, на котором обсуждались проблемы, связанные с изучением так называемого «Тайного евангелия от Марка», сообщается на сайте «Apocryphicity».

В симпозиуме приняли участие ведущие североамериканские библеисты (Брюс Чилтон, Эванс Крейг ), а также ряд известных специалистов по христианским апокрифам (Скотт Браун, Чарлз Хендрик, Марвин Майер и др.).

В 1958 г. американский библеист Мортон Смит (1915 –1991) сделал поразительное открытие в монастыре св. Саввы Освященного, расположенном около Иерусалима. Он обнаружил, а в 1973 опубликовал фотокопии трех последних страниц рукописи XVII в. (с посланиями сщмч. Игнатия Антиохийского), где содержался фрагмент неизвестного письма Климента Александрийского. В этом фрагменте имелись выдержки из сочинения, которое автор письма называет «Тайным евангелием», написанным Марком, спутником апостола Петра. С того времени, уже более полувека среди ученых ведутся дискуссии о том, считать ли текст письма подделкой или действительным произведение Климента, как квалифицировать отрывок из помещенного в нем «евангелия» – как часть сохранившейся до нашего времени обширной редакции канонического Евангелия от Марка или как гностический апокриф и т. д.

Научный форум в Торонто состоял из двух сессий, разделенных тематически. В рамках первой сессии обсуждался вопрос аутентичности «Тайного евангелия от Марка». Выступавший первым Чарлз Хедрик в своем докладе дал обоснование точки зрения, что «Тайное евангелие» относится ко II-III в. по Р. Х. Несмотря на то, что фрагмент его дошел до нас лишь в рукописи XVII в. (что часто случалось и с классическими произведениями античности), оно, даже если не считать его оригинальным сочинением, а компиляцией канонических евангелий, по содержанию вполне вписывается в контекст греко-римской системы образования, где немало внимания уделялось написанию разного рода подражаний, каковым можно считать и «Тайное евангелие», сказал в своем докладе исследователь.

К. Эванс в своем выступлении отстаивал мнение, что сам Мортон Смит был автором неизвестного до него «Письма Климента». В подтверждение этого докладчик привел старый довод (добавляя немного новых подробностей) о том, что имеется большое количество совпадений между историей «находки» Смита и сюжетом романа Джеймса Хантера «Тайна монастыря св. Саввы» (опубликованного на год раньше первого посещения Смитом монастыря в 1941 г.). В ромен рассказывается о том, как в монастыре был найден якобы древний документ, подрывающий основы Христианства, но в итоге оказалось, что документ этот — современная подделка.

В течение 2-й сессии были представлены доклады, в которых излагались различные подходы и стратегии интерпретации фрагмента письма, приписываемого Клименту Александрийскому. Также некоторыми из ученых делали попытки соотнести текст письма с публикациями и воззрениями его первооткрывателя М. Смита. В этой связи один из докладчиков выдвинул предположение, что Смит мог создать фальшивку не столько «с целью ввести в заблуждение своих коллег, сколько желая создать текстуальную базу для новых толкований проблемы «исторического Иисуса» и истории раннего Христианства».

До недавнего времени большинство ученых считало «Тайное евангелие от Марка» гностическим документом II-III вв. Однако после того, как американский библеист Стивен Карлсон в 2005 г. на основании данных графологической экспертизы показал, что буквы из «письма Климента» выписывались очень медленно и мелкими штрихами, все чаще в научном мире говорят в связи с этим «письмом» о подделке. Причем, о подделке, скорее всего, современной, а не XVII в., на что указывают и обнаруживаемые в тексте анахронизмы, намекающие именно на реалии XX в. Впрочем, сделать окончательные выводы о «находке» М. Смита препятствует факт исчезновения рукописи в 1976 г. в одной из церковных библиотек Иерусалима после ее вторичного обнаружения. Исследователям же приходится довольствоваться лишь фотоснимками рукописи, сделанными Смитом в 1958 г.

Как бы то ни было, «Тайное евангелие от Марка» остается сегодня самым обсуждаемым среди специалистов христианским апокрифом.

Редакция текста от: 10.05.2011 16:56:58