Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАРФЕНА ЭДЕССКАЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Захват Эдессы турками (1389)
24.12.2015 18:15:39

Кругом пишут, что после 8 месячной осады замок Водена (Эдесса) был захвачен турками. См. http://hellas.teipir.gr/prefectures/english/Pellas/Edessa.htm Но, когда, при каких событиях? Область Македония постепенно была захвачена турками в период с 1385 по 1389 год.

Одни говорят, что взятие города сопровождалось резней местного населения и разрушениями. Др. говорят, что город был сдан мирно. В любом случае, многие полагают, что сдача города туркам имела место где то между: "1387-89 - The Turk general Alan seize the town after 8 months of resistance. The town is exposed to massive massacre and demolition. Edessa follows the fate of the central and southern Balkans - it enters the Black Hole of Balkan civilization." http://ipta.demokritos.gr/erl/edessa.html. Так же пищут, что захват города осуществил какой-то турецкий военачальник по имени Алан (возможно, это был Чандарлы Али-паша - с 1387 г. шестой великий визирь Османов). Более всего ссылок на год: "1389 Η πόλη πολιορκείται & προδίδεται στους Οθωμανούς", http://www.edessacity.gr/tourism/ed800-10_el.htm

Считается, что крепость Водена до середины 80-х была под сербами (без ссылки). В результате т.нз. аннексии Стефана Дашана, в нач.е 40-х XIVв. вся Македония, (кроме Салоники Халкидики), а так же Фессалия, Эпир и Албания перешла в его распоряжении и удерживалась сербами более 40-лет. Эдесса, скорее всего была под властью сербов по крайней мере до смерти жупана Николы Балдовина Багаша, т.е. до 1385 года.

Не много истории (много букв):

В ночь на 26 сентября 1371 года турки, силами небольшого отряда сипахов разбили большое ополчение, состоящее из сербов, болгар, боснийцев, венгров и валахов, в долине р. Марицы (в 10 км от Адрианополя, Болгария). Эта победа открыла османам путь в западной Фракии и Македонии. В 1375 они захватывают город Самаков (южнее Софии) и окрестности Софии севернее. См. Encyclopedia of the Ottoman Empire, на стр. 398, https://books.google.com.ua/books?id=QjzYdCxumFcC&pg=PA398

Час вторжения турок в Сербию определяют 1382, 1386 и 1389 годами - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6610/

Турки после победы под Адрианаполем, не спеша, постепенно, да еще от имени Византии, начинают отжимать Южную Сербию которая к осени 1389 года ужалась до Скопья (см. карту, http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2009/04/03/600x451x008.jpg...ebp),.

Об этом же на греч. см. ΜΑΚΕΔΟΝΙΑ 5 (συνέχεια): Οι Βόρειοι και οι Τούρκοι - http://historyreport.gr/index.php/Πατριδογνωσία/Μακεδονία/17...---

1375 год. Что, тогда была полномасштабная война с сербами, с 8-ми месячными осадами городов? У Мурада руки развязались только к 1382 году. И то, тогда показательно была захвачена только пограничная крепость и сербы на время, откупились данью. К 1385 году Никола Багаш признал себя вассалом Мурада, успев в сентябре 1384 - августе 1385 передать в собственность монастыря св. Павла на Афоне монастырь Богородицы (Месо) Нисиотиссы (ныне Мавриотиссы) в Кастории, вместе с деревнями, церквями и другим имуществом возле Эдессы.

Турки захватили город вероятно уже после того как 27 августа 1389 года султаном Османской Империи стал Баязид I.

P.S.: О падении Эдессы - см. Георгиос Минцис, "Захват Эдессы турками (1389)", Македоника, т. 29, с. 257-261, http://ejournals.epublishing.ekt.gr/index.php/makedonika/art...497

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: (1389)
27.12.2015 03:06:56 в ответ на "Захват Эдессы турками (1389)" (Олексій Тре)

У боландистов, из критического обзора агиографии за 1958 год:

"Deux acolouthies, composées tout récemment, ont été publiées l'une par le métropolite Denys d'Édesse en Macédoine, l'autre par son collègue de Thessalonique, le métropolite Pantéléimon. La première est consacrée à la gloire d'une néomartyre Parthéna, fêtée le 9 janvier, qui aurait péri de la main des Turcs en 1375, mais sur laquelle on n'a aucun document à citer, sauf de «vieux menées» conservés dans la bibliothèque épiscopale d'Édesse [11]. La seconde réunit en une seule fête, fixée au 3e dimanche après Pâques, tous les saints de Thessalonique w, depuis les apôtres Paul, Aristarque, Aristarque, Silvain et Urbain jusqúaux néomartyrs modernes, en passant par les martyrs de l'antiquité, les évêquesetles moines de l'époque byzantine, sans oublier Porphyre de Gaza, Grégoire le Décapolite, Cyrille et Méthode, etc".

  • Analecta bollandiana: revue critique d'hagiographie, Volume 76, 1958, p. 243

И так, с легкой руки митрополита Дионисия Папаниколопулоса (Βλ. Διονύσιος Παπανικολόπουλου (μητροπολίτου Εδέσσης, 1951-1967). Η Αγία Νεομάρτυς Παρθένα η Εδεσσαία, Αθήνα 1958, σ. 24), начиная с 1958 года, многие туристические и агиографические источники пишут, что, согласно местных устных преданий Эдесса "пала" в 1375 году после восьмимесячной осады, после чего подверглась грабежам и разрушениям. В последнее время, правда, год исправляют на 1389, но при этом упоминание о 8-ми месячной осаде остается визитной карточкой города:

"Γύρω στα 1389 πάντως οι Οθωμανοί προήλασαν μέχρι την Έδεσσα (Βοδενά), απωθώντας τους Σέρβους διαδόχους του Ντουσάν. Σύμφωνα με τοπικές παραδόσεις, η Έδεσσα πρόβαλε αντίσταση για περισσότερους από 8 μήνες και μόνο με προδοσία έγινε τελικά κατορθωτή η πτώση της (θρύλοι για τη νεομάρτυρα Παρθένα, τον ιερομόναχο Σεραφείμ, τον προδότη Πέτρο ή Κελ Πέτρο κ.ά.). Φαίνεται ότι στον εδεσσαϊκό πληθυσμό το χριστιανικό στοιχείο ήταν υπολογίσιμο, γιατί οι τουρκικές αρχές της περιοχής προτιμούσαν ως έδρα της τοπικής διοίκησης όχι τόσο την πρωτεύουσα του καζά της Έδεσσας, αλλά τα Γενιτσά, πρωτεύουσα άλλου, ομώνυμου (Γενιτζέ Βαρδάρ) καζά, όπου έμεναν ο κεχαγιάς των σπαχήδων, ο κεχαγιάς της πόλης, ο σερδάρης των γενιτσάρων κ.ά. [...] Όπως και τα Γενιτσά, έτσι και η Έδεσσα συνδέθηκε με τις κατακτήσεις του Εβρενός και αποτελούσε και αυτή καζά, που εξαρτιόταν από το σαντζάκι θεσσαλονίκης. Η Έδεσσα ήταν πάντοτε μικρότερη από τα Γενιτσά, με 1.000 περίπου σπίτια, 10 ξενώνες και 300 εργαστήρια".

Тем не менее, в отличие от всех устных преданий (греческих и турецких), согласно османским хроникам Нешри (Nešri) и Саадеддина (Saddedin) захват Эдессы (а также Китроса в Пиерии) был осуществлен Еврен-беем, выступившем из Серреса после восшествия на османский престол султана Баязида I ( 27 августа 1389). Новому султану понадобились эти два города, чтобы открыть проход к Верхней Македонии и Фессалии, соответственно (см. карту http://www.promacedonia.org/en/av/av_031_map03.jpg)

Согласно кодексам монастыря Святого Павла на Афоне, Эдесса была занята турками не после долгой осады, а сдана сербами без боя, что объясняет причину, почему город сразу после сдачи не был разграблен или разрушен. Эдесса была разрушена позднее, спустя некоторое время, страшным землетрясением в 1395 году.

Литература

P.S.: Подождем, что будет написано 9 января на странице "Святые дня" (страница каждый день обновляет текст оригинала из Синаксаря иеромонаха Макария Симонопетрского согласно текущей даты): Vies des saints de ce jour // Le Synaxaire est publié avec la bénédiction du patriarche oecuménique, http://www.monastere-transfiguration.fr/synaxaire/synaxaire.html

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Захват Эдессы турками (1389)
09.01.2016 22:17:37 в ответ на "Re: (1389)" (Олексій Тре)

> P.S.: Подождем, что будет написано 9 января на странице "Святые дня" (страница каждый день обновляет текст оригинала из Синаксаря иеромонаха Макария Симонопетрского согласно текущей даты): Vies des saints de ce jour // Le Synaxaire est publié avec la bénédiction du patriarche oecuménique, http://www.monastere-transfiguration.fr/synaxaire/synaxaire.html

Дождались. И на французком то же самое – тот же 1375 год, после 8-мя месячной осады Эдессы иеромонаха Серафима сбросили с водопада и т.д. и т.п. Согласно иером. Макарию Симонопетрскому, почитание новомученицы Парфены было восстановлено в 1957 году.

1) Если учесть, то, что: "Меленикъ и Едесса, занятые Кантакузеномъ, передались Стефану Душану, именно потому, что большая часть мѣстныхъ жителей были Славянскаго, если не всѣ Сербскаго происхожденія ..."

- и то, что и после 1395 года, Эдесса оставалась под сербским влиянием и в составе Сербской Церкви, то не удивительно, что у греков на 1912 год все оставалось на уровне слухов.

2) Кстати, о водопадах Эдессы:

"Οι καταρράκτες δημιουργήθηκαν το 1395 από έναν μεγάλο σεισμό, που ισοπέδωσε σχεδόν ολόκληρη την πόλη", см. Ντίνος Κιούσης, "Στην Πέλλα με τις ανθισμένες κερασιές: Να δείτε στην Έδεσσα...", http://www.kathimerini.gr/759095/article/ta3idia/sthn-ellada...ies

или

"В 1389 году жители Эдессы на протяжении семи месяцев защищали свой город от турецких завоевателей".

"Обороной города руководил православный монах Серафим. Захватчики, вошедшие в Эдессу, сбросили его в водопад, который с тех пор носит название «Монах внутри»".

"Считается, что множество водопадов в данной местности появилось после мощного землетрясения конца 14-го столетия. Природный катаклизм кардинально изменил рельеф Эдессы и прилегающих к ней земель. До него с восточной стороны городка протекала река, из-за подземных толчков она изменила направление своего течения и устремилась к обрыву. Тогда сформировалось 7 больших водопадов, из которых до наших дней в Эдессе дошло лишь два".

Т.е., казус - сначала иеромонаха Серафима в 1375 (или скорее в 1389) сбрасывают с водопада, а затем в 1395 году произошло землетрясение, в результате которого образовались сами водопады.

3) Если, же в 1389 году сербы без боя сдали город (о чем свидетельствуют кодексы монастыря Святого Павла на Афоне), то что же послужило основой кровавым преданиям, которые стараниями митрополита Дионисия Папаниколопулоса обрели новую интерпретацию в 1957/58 году?

Возможно, ответ хранится в сообщении Эвлия Челеби [1], посетившего Эдессу весной 1668. Из сообщения Челеби следует, что уже после захвата города, во время мусульманского праздника Байрам было восстание христиан, которое турки подавили в крови. Подавлением восстания командовал Гази Мурада I (скорее всего Эвренос-бей).

Хаджи Гази Эвренос-бей (1330–1400) – настоящее имя Эврен, христианин из Кареси, перешел на службу к туркам после захвата Орханом бейлика Кареси. Прославился в ходе войн на Балканах, участвовал в сражении под Никополем в 1396 году. Основатель семейства Эвренос-оглу. См. Норман Стоун Краткая история Турции, http://books.google.com/books?id=X-qqBAAAQBAJ&pg=PT220

Возможно, произошло смешение событий: сдача города (1389), землетрясение (1395) и восстание христиан (если имело место, то в каком году?). И причем здесь 1375 год?



[1]  Βλ. Β. Δημητριάδη, Η Κεντρική και Δυτική Μακεδονία κατά τον Εβλιγιά Τσελεμπή, Θεσσαλονίκη? 1973. σσ. 237-38

Ответить