Обсуждение статьи "15 МАЯ"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1225
Дата регистрации: 09.06.2006
Разбор правок
22.08.2015 19:57:22

Много мелких правок - надеюсь всё будет ясно. Оговорю только несколько моментов:

  1. Не нашёл причины почему дата кончины прп. Сильвана Тавеннисийского была указана до кончины прп. Пахомия.
  2. Список мчч. Клермонских оставил в коротком виде, т.к. более длинный список находится только в статье http://www.heiligen.net - пока не могу понять, кто стоит за этим сайтом и откуда там всё собирается.
  3. Память прп. Арефы Верхотурского указал местночтимой во всех Соборах в которых он почитается.

И тема для дискуссии:

4. Вы не включили в календарь ни одну из памятей взятых греками у РПЦЗ - знаю Вашу "любовь" к зарубежным канонизациям, но игнорировать их все скопом нельзя. Например, рабочая группа Вятской епархиальной комиссии по канонизации святых числит Пахомия (Кедрова) священномучеником (http://martirologvyatka.ortox.ru/kanonizirovannye_v_rpcz/vie...366).

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2337
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Разбор правок
22.08.2015 22:43:52 в ответ на "Разбор правок" (Харин, Илья Николаевич)

> Много мелких правок - надеюсь всё будет ясно.
В принципе, ясно.
> Оговорю только несколько моментов:
> # Не нашёл причины почему дата кончины прп. Сильвана Тавеннисийского была указана до кончины прп. Пахомия.
1) Сперва о дате кончины Пахомия. В "Житиях" Макария Симонопетрского сказано однозначно: "9 мая 346 г., когда преподобному былл пятьдесят четыре года, его апостольская душа отошла ко Господу" (т. V, с. 206). Поэтому я и дал дату "346-348", а не просто "ок. 348". Вы пишете: "348 - основная датировка". Позвольте, а почему, собственно, основная? Потому, что она стоит в русском календаре? А что, русские лучше знают, чем греки, или у них больше архивов для делания выводов? ))) 2) В "Житиях" Филарета Черниговского (т. 1, сс. 712-714) под 15 мая - "Память преподобного СИЛУАНА, ученика преподобного Пахомия Великого" (заметьте, Силуана! именно потому у меня было имя двойное; то же с предыдущим Сильваном-Силуаном - уже сейчас не вспомню, но где-то были разночтения по этому имени. Но это так, к слову). Цитирую последнее предложение жития: "Когда ... Силуан скончался, то преподобному Пахомию было открыто в видении, как множество сил небесных сретало душу его и представило Господу, как жертву избранную и плод победы любви над грехом" (с. 714). Т. е. однозначно Силуан/Сильван умер при жизни Пахомия.
> # Список мчч. Клермонских оставил в коротком виде, т.к. более длинный список находится только в статье http://www.heiligen.net - пока не могу понять, кто стоит за этим сайтом и откуда там всё собирается.
На этом сайте на каждой странице слева внизу (перед бегущей строкой "Al eens onze andere site: www.beeldmeditaties.nl bezocht?") есть гиперссылка "Bronnen", кликнув которую, Вы увидите очень длинный список использованных материалов (там используются сокращённые наименования ресурсов, но на сайте наверняка можно найти их список; я пока этим не занимался). И хотя у голландцев я находил и ошибки (особенно когда дело касается восточных святых неразделённой Церкви, нам вроде хорошо известных, а для них - диковинных), но в целом подход и дотошность впечатляют. Дело в том, что латиняне без конца меняют дни памяти, так вот только два сайта - голландский и ещё "Catolic Saints" - пытаются отслеживать и отмечать: такая-то память была ранее, до (напр.) 1959 года, а тепрь - такая-то; эта память - в таком-то городе, а эта - общекатолическая и т. п. В общем, ресурс серьёзный.
> И тема для дискуссии:
> :4. Вы не включили в календарь ни одну из памятей взятых греками у РПЦЗ - знаю Вашу "любовь" к зарубежным канонизациям, но игнорировать их все скопом нельзя. Например, рабочая группа Вятской епархиальной комиссии по канонизации святых числит Пахомия (Кедрова) священномучеником (http://martirologvyatka.ortox.ru/kanonizirovannye_v_rpcz/vie...366).

Я уже не вспомню, какие конкретно памяти из Большого синаксаря я проигнорировал в 15 мая. Но - да, моя позиция такова: канонизации новомучеников, сделанные в РПЦЗ, простите, левой ногой и из преимущественно политических предпосылок, я не считаю возможным принимать. Я не могу запретить этого делать Вам или кому-либо другому, и подчиняюсь указанию не удалять памяти РПЦЗ из календаря, но сам вносить их не стану. Буквально сегодня я, по случаю, пересказал ответ на мой вопрос по этому поводу одного умного человека (имя его ничего не скажет, потому не называю). См. последний пост здесь: http://drevo-info.ru/forum/topic/6256.html

> рабочая группа Вятской епархиальной комиссии по канонизации святых числит Пахомия (Кедрова) священномучеником (http://martirologvyatka.ortox.ru/kanonizirovannye_v_rpcz/vie...366).
Вот когда его имя из рабочей группы по канонизации попадёт в общерусский или даже местный месяцеслов - я первый (если успею) внесу его в календарь. А пока что - увольте.

P. S. Просматривая "БС" за 15.05, Вы, как я заметил, обнаружили новостильную память - которую тогда уж, будьте добры, внесите в календарную статью под 2 мая:

  • Перенесение мощей (главы) ап. от 70-и Тита из Венеции на Крит (15 мая н. ст. 1966; Греч., Антиох.)

Вот здесь подтверждение "(Антиох.)": http://www.antiochian.org/1102802723 - 15 мая отмечена просто память ап. Тита. Но это именно всё то же перенесение мощей.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1225
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Разбор правок
23.08.2015 08:29:03 в ответ на "Re: Разбор правок" (д. Александр Васильев)

> о дате кончины Пахомия. В "Житиях" Макария Симонопетрского сказано однозначно: "9 мая 346 г., [...] однозначно Силуан/Сильван умер при жизни Пахомия.

Спасибо! Исправил.

О форме имени Сильван-Силуан есть разбор в именной статье, варианты в частных случаях можно разъяснять в персональных статьях, а календарные страницы лучше максимально разгружать - т. е. чем меньше скобочек, сносочек, и знаков препинания, тем лучше.

> гиперссылка "Bronnen", кликнув которую, Вы увидите очень длинный список использованных материалов

Как я понял, это и есть общий список для сайта. А список статьи представлен в виде номерного кода (как то: [008»10.16;118p:51;160]), где трёхзначный код после точки с запятой является наименованием источника. Также приметил - внизу стоит копирайт "A. van den Akker s.j." То бишь этот сайт ведёт некий иезуит по фамилии Ван ден Аккер. Это помогает понять, что к чему!

> Я уже не вспомню, какие конкретно памяти из Большого синаксаря я проигнорировал в 15 мая.

Николая (Кедрова), Аверкия (Кедрова) и Пахомия (Кедрова). Причём, из них только Аверкий упомянут в списке канонизированных РПЦЗ в 1981 году, и тот без индивидуальной памяти (http://svyato.info/7573-dni-pamjati-svjatykh.html). Не знаю откуда греки взяли эти три памяти, да ещё именно 15 мая.

> * Перенесение мощей (главы) ап. от 70-и Тита из Венеции на Крит (15 мая н. ст. 1966; Греч., Антиох.). Вот здесь подтверждение "(Антиох.)": http://www.antiochian.org/1102802723 - 15 мая отмечена просто память ап. Тита. Но это именно всё то же перенесение мощей.

Вы указали ссылку на сайт самоуправляемой Американской архиепископии Антиохийской Церкви, но это не то же самое что вся Антиохийская Церковь. Кстати говоря, есть ли вообще в сети официальный антиохийский календарь?

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2337
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Разбор правок
23.08.2015 20:03:23 в ответ на "Re: Разбор правок" (Харин, Илья Николаевич)

> О форме имени Сильван-Силуан есть разбор в именной статье, варианты в частных случаях можно разъяснять в персональных статьях, а календарные страницы лучше максимально разгружать - т. е. чем меньше скобочек, сносочек, и знаков препинания, тем лучше.
Да, уже увидал. Согласен.
> этот сайт ведёт некий иезуит по фамилии Ван ден Аккер. Это помогает понять, что к чему!
Звучит интригующе. ))) С латинами всегда нужно держать ухо востро. Но они зачастую со своей склонностью к порядку и раскладыванию всего по полочкам очень даже могут быть полезными. (Во всяком случае, сейчас те, кто владеет языками, могут читать восточных святых отцов во многом именно благодаря им.) Ну, а коль скоро речь не идёт о сослужении с ним, то пускай себе иезуит. )) На этом сайте, кстати, нормальным является "здоровый скепсис" по отношению ко всякого рода "легендарным" святым и их житиям. Ещё, они подчас включают в список православных святых (чаще всего русских) после 1054 года. С какой целью - Бог их знает (может, просто показать, что вот, мол, какие мы широковзглядые).
> из них только Аверкий упомянут в списке канонизированных РПЦЗ в 1981 году, и тот без индивидуальной памяти (http://svyato.info/7573-dni-pamjati-svjatykh.html). Не знаю откуда греки взяли эти три памяти, да ещё именно 15 мая.
Ага, вспомнил теперь. Я этих Кедровых тогда по Интернету поискал - и, найдя то же, т. е. практическое отсутствие источников памяти, тем более поостерёгся. Кстати, они иногда, увы, "благочестиво" принимают за церковные памяти всякие там "other commemorations" (то, что называлось когда-то на Руси "панихидными памятями").
> Вы указали ссылку на сайт самоуправляемой Американской архиепископии Антиохийской Церкви, но это не то же самое что вся Антиохийская Церковь. Кстати говоря, есть ли вообще в сети официальный антиохийский календарь?

Всё время пытаюсь его найти, но пока безуспешно. На эту страницу: http://www.antiochian.org/1102802723 - вышел случайно, кажется, через ссылку в Википедии. Но все мои попытки обнаружить материнскую страницу, с которой были бы выходы на все 12 месяцев, успехом не увенчались. Есть некий календарь на том же сайте, но в виде списка святых по дням года (не всем) и с полным отсутствием вразумительной навигации. При желании там можно покопаться и найти нужный день, но пользоваться не удобно. Аот две ссылки на разные страницы:

Не думаю, что в Антиохийской Церкви у каждой епархии есть свой собственный календарь. Это на двух украинцев - три гетмана. Но это - догадка, а не информация.

Если вдруг Вам когда-нибудь попадётся Антиохийский календарь (не на арабском языке), сообщите, пожалуйста.

Ответить