Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПРОХОР, АПОСТОЛ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Смешение двух святых?
30.04.2015 18:37:38

В середине статьи сказано:

> После Успения Божией Матери Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним был сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира - Апокалипсис.

Иногда говорят: "Есть мнение, что апостол Прохор от 7-и диаконов и Прохор, записавший Апокалипсис - разные лица". Так вот, в "зелёной" Минее-сентябрь на с. 923, http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep924.html это "мнение" подтверждено совершенно конкретно: под 25 сентября указана память святого "Прохора (I-II), ученика святаго апостола Иоанна Богослова". Полагаю, редакторы прекрасно знали различие между апостолом и святым без указания лика, помещённым в конце списка в разделе "Свв." вместе со св. Пафмом.

Таким образом, РПЦ придерживается точки зрения, что было два Прохора - апостол и ученик Иоанна Богослова. Надо бы привести статью в соответствие. Возможно, написать в ней, что иногда этих двух Прохоров смешивают. На второго - сделать отдельную статью. (Динк на оглавление Минеи я дал; обращу внимание, что память второго Прохора (не апостола) поставлена накануне памяти Иоанна Богослова.)

Отдельное замечание - по графике. Я интуитивно в своих личных базах так и делал, но вот обратил внимание, что и в Минее так же: дата кончины или даты жизни даются после имени святого, но ПЕРЕД уточнением с упоминанием другого человека - чтобы дата не могла быть отнесена к обоим или даже только к последнему. Считаю, что такую форму следует принять и в "Древе". Она совершенно понятна и наглядна, не требует объяснений.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Смешение двух святых?
30.04.2015 20:27:28 в ответ на "Смешение двух святых?" (д. Александр Васильев)

> Таким образом, РПЦ придерживается точки зрения, что было два Прохора - апостол и ученик Иоанна Богослова.
Да ладно,"зелёная" Минея-сентябрь на с. 923, http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep924.html - это 1988 год.
> Так вот, в
календаре РПЦ за 2015 - http://calendar.rop.ru/svyat1/jul28-ap-70.html все тоже - "Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра [..] После [..] Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова...".

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Смешение двух святых?
30.04.2015 23:35:41 в ответ на "Re: Смешение двух святых?" (Олексій Тре)

> "зелёная" Минея-сентябрь на с. 923, http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep924.html - это 1988 год.

А обоа (если их два) Прохора - так вообще 1900 лет назад жили. ))

> В календаре РПЦ за 2015 все тоже - "Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра [..] После [..] Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова...".

Это меня меньше всего убеждает - а следовательно, и интересует. Они жития вообще не смотрят, из года в год лепят одно и то же, хотя многое в тех текстах ни в какие ворота не лезет.

Меня в данном случае интересует не столько трактовка официальной позиции РПЦ, сколько, пардон, истина. С какого бодуна в 1988 году (а до этого в 1978 в "Настольной книге...") они взяли другого Прохора - выдумали, что ль?

Ладно. "Полный месяцеслов Востока". 15 февраля:

> Прохора ап. Син. 1. Копт. 1425 (28 июля).

28 июля:

> Свв. апостол от 70 Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов.
> Вас. (имена). Кал. Флор. 1. Екл. Коал. 2 и др. М. 11 в. Канон Иосифа. Служба. (Прохора М. Р. мР. А. У. Н. 9 апр. Копт. 1425 и Син. 1 февр. 15. Никанора М. Р. мР. А. У. Н. янв. 10. Копт. 1338 окт. 11. У нас еще 28 дек. Тимона Сирм. Шиф. 26 июня. М. Р. мР. А. У. Н. 19 апр. Копт. 1425 окт. 23. У нас еще 30 декабря. Пармена Вас. 240. Сирм. 2 марта. Сирл. 6 мая. М. Р. В. мР. А. У. Н. 23 янв.). С Никанором пострадало 2000 мучеников.

(Добавлю в скобках: 9 апреля - до сих пор память в Западной Церкви.)

А ВОТ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО - 13 сентября:

> Память св. Симеона и Прохора. Типогр. ев. ХIII в. № 8. Синод. 1355 г. Хлуд. 31. Симеону по древнейшим евангелиеям, напр. 42 и друг., было празднуемо в неделю по Воздвижении, от того он в месяцесловах 15, 17 и 18 и 91 сентября, а в означенных евангелиях он пред Воздвижением. Прохор или апостол 28 июля или ученик Иоанна Богослова 26 сент.

Итак: сентябрьская память - не-апостола. Но почему здесь 26-е, а в зелёной Минее - 25-е? А вот под 25-м сентября как раз объяснение:

> Прохора, ученика I. Богослова. № 51 (ради апостола 26 сент.).

- т. е. память перенесена на день раньше.

В общем, я не усомнюсь, если повторю, что Церковь считает, что было два Прохора. И пускай бюрократы из rop.ru научатся наконец работать грамотно.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Смешение двух святых?
27.09.2020 19:01:43 в ответ на "Re: Смешение двух святых?" (д. Александр Васильев)

> Меня в данном случае интересует ... истина.
> Церковь считает, что было два Прохора.

После пересмотра статьи склонен согласиться. Свидетельство богослужебных текстов и иконописи - в пользу различения.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Смешение двух святых?
27.09.2020 21:40:17 в ответ на "Re: Смешение двух святых?" (Харин, Илья Николаевич)

Пять лет понадобилось, чтобы на мои вопли последовала официальная реакция! Я даже обрадовался было...

> > Церковь считает, что было два Прохора.
> После пересмотра статьи склонен согласиться. Свидетельство богослужебных текстов и иконописи - в пользу различения.

Илья Николаевич, и каковы же плоды Вашего согласия? Если есть два святых - с разными днями памяти - то почему не сделать о них отдельные статьи? Что останавливает - Димитрий Ростовский или современный календарь РПЦ? День памяти Прохора-ученика Иоанна Богослова 25 сентября не выдуман диаконом Александром Васильевым!

> "Сентябрь. 25 ... Прохора, ученика I. Богослова. № 51 (ради апостола 26 сент.)"

> "Сентябрь. 25 ... Святаго Прохора, ученика святаго апостола Иоанна Богослова"

> "Сентябрь. 25 ... Святых: Прохора (I - II), ученика святаго апостола Иоанна Богослова ..."

- Но этому даже не нашлось места в отредактированной Вами статье! Зато появилась неизвестно откуда дата 9 августа неизвестного же года, в которую якобы случилось мученичество апостола Прохора...

Я не знаю, что ещё сказать.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Смешение двух святых?
28.09.2020 16:53:22 в ответ на "Re: Смешение двух святых?" (д. Александр Васильев)

> День памяти Прохора-ученика Иоанна Богослова 25 сентября не выдуман диаконом Александром Васильевым!

Ваша правда. Вчера у меня не было времени продвинуться дальше разбора Минеи 1988 года. Буду работать над статьёй дальше.

> почему не сделать о них отдельные статьи? Что останавливает - Димитрий Ростовский или современный календарь РПЦ?

Ещё то, что ученик Петра и ученик Иоанна отождествляются:

Примеров различения двух Прохоров в современных официальных (и около-официальных) ресурсах пока не нашёл. Хотя ожидал найти. Т.к. тезис

> > > Церковь считает, что было два Прохора

действительно лично меня убеждает - на основании богослужебных текстов и иконографической традиции. Вдобавок любезно указанный Олексіем материал еп. Димитрия (Самбикина) приводит к такому же заключению (https://kds.eparhia.ru/bibliot/apostols/prochor/).

Вопрос - известен ли хоть один современный официальный случай богослужебного различения двух Прохоров? И что пишет по этому поводу Макарий Симонопетрский?

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Смешение двух святых?
28.09.2020 22:44:50 в ответ на "Re: Смешение двух святых?" (Харин, Илья Николаевич)

> Вопрос - известен ли хоть один современный официальный случай богослужебного различения двух Прохоров? И что пишет по этому поводу Макарий Симонопетрский?

Макарий Симонопетрский следует в традиционном русле. В Житии ап. Иоанна Богслова под 26 сентября пишет:

> Во время этой бури ученик св. Иоанна, диакон Прохор [28 ил.], был выброшен волнами на берег в окрестностях Селевкии

При этом под 25-м числом никакого упоминания о Прохоре нет.

Под 28 июля:

> 28 июля
> Память свв.апп.от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов
> ...
> Вначале они помогали вдовам и нищим в Иерусалиме, затем Прохор отправился проповедовать Благую Весть, став помощником возлюбленного ученика Господа, св.Иоанна Богослова. Именно ему св. Иоанн диктовал свое Евангелие, Письма и Апокалипсис, и они вместе проходили все испытания и гонения за имя Христово [26 сен.].
>
> По преданию, после того как св.Иоанн отошел на Небеса, Прохор стал епископом Никомидии. Он взялся за исправление нравов ее жителей, которые были рабами своих страстей. С упорством и кротостью он учил их не подчинять высшее низшему, то есть душу телу, но, напротив, использовать тело для достижения благой цели, подчиняя его очищенной покаянием душе. В этом служении блаженный и закончил свою земную жизнь, присоединившись к св.Иоанну в соборе первородных.

Ответить