Обсуждение статьи "КОНСТАНТИН В ТЕЛАУ"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1225
Дата регистрации: 09.06.2006
"Забытые" незападные памяти
14.03.2015 11:11:40

В статье Александры Никифоровой (http://www.academia.edu/2355776/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%...gin) указаны следующие - неидентифицированные ею - памяти из Минеи константинопольского происхождения рубежа X-XI веков:

  • св. Димитрия в Давуди (22 ноября)
  • мц. Симферусы (7 декабря)
  • прп. Мосхиана (8 декабря)
  • прп. Константина в Телау (19 января)
  • отца нашего Евстратия Салгейского (28 марта)

Создал на основе этих данных пробную минимальную статью - Константин в Телау. Такого рода энциклопедические статьи, стоит, думаю, сделать о всех этих святых.

Вопрос: как лучше поступать с этими памятями? Внесем ли мы их в календарь несмотря на то что в современных Минеях мы их, конечно, не найдем? Если внесем то с какой пометкой? Не уверен что "Греч." в данном случае подходит, т.к. Церкви греческой традиции - на данный момент - этих памятей не празднуют. Честнее - "Конст."; а то и даже - "Конст., рубеж X-XI вв." Что думаете?

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2336
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Забытые" незападные памяти
14.03.2015 11:24:55 в ответ на ""Забытые" незападные памяти" (Харин, Илья Николаевич)

> Вопрос: как лучше поступать с этими памятями? Внесем ли мы их в календарь несмотря на то что в современных Минеях мы их, конечно, не найдем? Если внесем то с какой пометкой? Не уверен что "Греч." в данном случае подходит, т.к. Церкви греческой традиции - на данный момент - этих памятей не празднуют. Честнее - "Конст."; а то и даже - "Конст., рубеж X-XI вв." Что думаете?

Безусловно, нужно вносить! Вы недавно сделали статью о Кирилле Киевском - очень похожий случай. И конечно это очень правильно! Пометку я бы предложил всё же именно "(Греч. [1])". Почему не "Конст."? Потому что только некая современная условность - отдельно Константинопольский Патриархат, отдельно - Элладская Церковь, о которой в формальном плане и думаешь в первую очередь. видя "Греч.". Хотя на самом деле последняя пометка воспринимается шире - как отсылка к Греческой Церкви вообще - т. е. Элладе и Константинополю - сейчас отдельные, но вообще-то бывшие одним.



[1]  Но возле неё - ссылку на статью Никифоровой, либо напрямую на Минеи, месяцеслов которых она приводит.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1225
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Забытые" незападные памяти
14.03.2015 11:47:48 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (д. Александр Васильев)

> Греч. [...] на самом деле последняя пометка воспринимается шире - как отсылка к Греческой Церкви вообще - т. е. Элладе и Константинополю - сейчас отдельные, но вообще-то бывшие одним.

Даже еще шире - ср. ст. Греческие Церкви. Но и, соответственно, размытее.

Пока я оставил "Греч." без ссылки (вообще, мы не вносим библиографических ссылок на календарную страницу). Если что - изменим.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2336
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Забытые" незападные памяти
14.03.2015 12:34:31 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (Харин, Илья Николаевич)

> Пока я оставил "Греч." без ссылки (вообще, мы не вносим библиографических ссылок на календарную страницу). Если что - изменим.

Ну, можно и так - для календарной страницы. В самих статьях, если Вы их сделаете, объяснения ведь будут.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2336
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Забытые" незападные памяти
16.09.2015 15:40:22 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (Харин, Илья Николаевич)

Илья Николаевич, хочу вернуться и напомнить, так сказать. Будете ли Вы создавать остальные статьи по списку?

P. S. В "пробной" статье сейчас стоит пометка: "(Конст., рубеж X-XI вв.)". И сейчас, после некоторого опыта работы здесь, я понимаю, что Вы были правы и именно такой вариант оптимален.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1225
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Забытые" незападные памяти
17.09.2015 17:41:50 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (д. Александр Васильев)

> Будете ли Вы создавать остальные статьи по списку?

Сделал.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2336
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Забытые" незападные памяти
17.09.2015 18:21:35 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (Харин, Илья Николаевич)

> Сделал.
Спасибо! А я уже увидал. И есть по этому поводу некоторая информация. Я раньше не догадался список сверить (русский мужик, как известно, задним умом крепок). Сейчас, внося отметку о том, что они (уже) есть в "Древе", в свои базы, я обнаружил, что:
  • мц. Симферусы (7 декабря) - есть в "Настольной книге священнослужителя", т. 2 (М., 1978), с. 371, и в Минее: http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1601.html
  • прп. Мосхиана (8 декабря) - есть в "Полном месяцеслове Востока" со ссылкой на "МГр. XI в. Публ. библ.", в том же томе "Наст. книги", с. 375, и в Минее (ссылка выше)

Полагаю, в обе статьи после имеющегося текста нужно добавить следующее:

> Память включена также с месяцесловы "Настольной книги священнослужителя", М., Изд. Москвской Патриархии, т. 2, с. ххх {в первом случае 371, во втором 375} и "зелёной" Минеи-декабрь, ч. 2, с. 398 [ [http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2398.html] ].
Возможно даже, сто́ит оставить в скобках просто "(Конст.)" без указания на века - ну, раз уж память есть в современных книгах. (Касается и перс. статей, и календарных.)

По поводу "отца нашего Евстратия Салгейского (28 марта)" - наблюдение: в этот день как раз память прмч. Евстратия постника, Печерского, в Ближних пещерах (†1097). Имею подозрение, что день памяти был выбран из-за тезоименитства и что тогда эта память была известна!

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2336
Дата регистрации: 08.11.2014
Илья Николаевич, не ответили ничего...
24.09.2015 16:05:59 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (Харин, Илья Николаевич)

?

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1225
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Забытые" незападные памяти
24.09.2015 16:51:01 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (д. Александр Васильев)

Да, простите. Вопросов много, времени мало, а тут ещё и думать надо...

> есть в "Настольной книге священнослужителя", т. 2 (М., 1978), с. 371, и в Минее: http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1601.html
> в том же томе "Наст. книги", с. 375, и в Минее (ссылка выше)

Это возвращает нас к теме недавно снова подвисшей при обсуждении ст. о свв. Илии, Проме и Арисе (см. http://drevo-info.ru/forum/8464.html). А именно - насколько близко мы будем следовать за официальным календарём Русской Православной Церкви. Для меня наличие памяти в НКС и Минее - официальных и современных документах Русской Церкви - делает данных святых ныне чтимыми в Русской Церкви и снимает надобность в расширительных приписках о местном почитании. Давайте возобновим эту тему при возвращении Александра.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2336
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Забытые" незападные памяти
24.09.2015 18:06:34 в ответ на "Re: "Забытые" незападные памяти" (Харин, Илья Николаевич)

Как и ПЭ в случае с Провом/Промом, так и "НКС" в случае с дополнительными памятями не является обязательным богослужебным документом. Другое дело - Минея, которая включила, за единичными изъятиями, все дополнительные памяти из НКС. И всё же, поскольку в официальном календаре их нет, приписки типа "Конст.", наверное, всё-таки нужны. Другое дело, что, в отличие от памятей, который в НСК и Минеях нет, на мой взгляд, отнесение "Конст." памяти к древним векам уже излишне.

> Давайте возобновим эту тему при возвращении Александра.
OK

Ответить