Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ЗАВАДОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Цитаты из источников
17.12.2017 23:46:02

[С. 171-172]:

214. Обвинительное заключение 1927 года, июля 15 дня.

Я, пом. уполномоченного Барнаульского окротдела ОПТУ Майоров, рассмотрев следовательно-арестантское дело за No 52 по обвинению священника Завадовского Николая Яковлевича в преступлении, предусмотренном 58-15 ст. УК, нашел: Завадовский Николай Яковлевич с 1894 г. был духовником Томской семинарии, состоя духовником, Завадовский проявил себя, как ярый черносотенец, вступил в члены союза русского народа, где принимал деятельное участие. Чтоб выслужиться перед епископом Томским Макарием, Завадовский занимался систематическими доносами на семинаристов, а так же состоял экзаменатором образцовой школы при Томской семинарии, сам лично вербовал семинаристов в Союз русского народа.

)В 1905 г. Союз русского народа в г. Томске устроил демонстрацию с благословения епископа Макария и при участии Завадовского, которой был совершен погром и поджоги. В 1920 г. Завадовский из г. Томска перебрасывается священником в Павловский район Барнаульского округа, по прибытии на место, в связи с вспыхнувшим Чумышским восстанием, Завадовский вел агитацию против Советский власти, группировал около себя зажиточную часть населения и распространял среди населения контрреволюционную литературу, за что Алтайской Губчека был осужден на один год концлагеря_.

В июне мес. 1923 г. в момент обострения международного положения, , в связи с посланной СССР нотой Керзона, Завадовский среди населения села Павловска, распространял провокационные слухи: что вот Англия предложила советской власти передать власть в другие руки, и что коммунистам скоро будет петля. В это же время Завадовский у себя на квартире собирает иоанитов и распространяет среди них провокационные слухи контрреволюционного характера.

В 1926 г. в связи с событиями на Востоке и выделением оппозиционной группы компартии, Завадовский ведет агитацию, что на Востоке группируется против советской власти наши генералы Семенов и др. войска, которые вместе с Чан-Цзо-Лином рассчитаются с коммунистами, говоря об этом Завадовский добавляет: «наступило время, что господь услышал нашу молитву и избавит нас от этих насильников». В разговорах с прихожанами, по отношению возникшей в компартии оппозиции говорит: «коммунисты разбились на две партии, вожди оппозиции по отношению к ЦК заняли непримиримую позицию - это признак, что коммунисты отцарствовались и, наконец-то, их разгонят». В связи с последними международными событиями Завадовский окрылен надеждами начала войны, а вместе с этим и надеждой на падение советской власти, вновь начал вокруг себя группировать лиц, враждебно настроенных к советской власти торговцев, в разговоре с которыми, говорил: «много мы терпели, но не далеко то время, когда придет и забвение от этих извергов веры христовой и Русь святая вновь воспрянет от всем ненавистного ига варваров-большевиков».

Привлеченный в качестве обвиняемого по настоящему делу Завадовский Николай Яковлевич виновным себя не признал и показал: «контрреволюционной агитацией не занимался и таковую не вел, членом русского не был, но собрания такового всегда посещал».

Допрошенные в качестве свидетелей по настоящему делу С.А.Н., показал: Завадовского Николая Яковлевича я знаю как заядлого контрреволюционера, последний занимается систематической контрреволюционной агитацией против советской власти, недели две тому назад мне диакон Корольков Знаменской церкви, говорил, что скоро, по словам Завадовского, придет Николай Николаевич Романов и перебьет всех коммунистов. В г. Томске, когда там служил Завадовский, он состоял членом Союза русского народа и принимал активное участие в работе такового. В настоящее время Завадовский ведет так же антисоветскую агитацию среди верующих, говоря: «много мы терпели от этих извергов большевиков, но настанет скоро время, мы избавимся от них».

К.В.Н. показал: Завадовского Николая Яковлевича я знаю с 1900 г., т.к. учился в Томской семинарии, где Завадовский был духовником. Томский Епископ Макарий, совместно с Завадовским, были организаторами Союза русского народа в г. Томске, Завадовский был членом такового. К советской власти относится враждебно, ненавидит большевиков. О. И. П.: « Завадовского знаю с 1901 г. по совместной службе с ним в Томской семинарии, где я был законоучителем, а Завадовский духовником, человек с монархическими взглядами, очень хитрый и на него ни в коем случае положиться нельзя. На основании вышеизложенного Завадовский Николай Яковлевич, 57 лет, происходящий из духовного звания Томской губернии, Нарым- ского края, села Тынского, женат, беспартийный, судимый, окончивший, Томскую духовную семинарию, обвиняется: в систематической контрреволюционной агитации против советской власти в пользу международной буржуазии, т.е. в преступлении, предусмотренном 58-15 ст. УК, руководствуясь приказом ОПТУ No 172 от 24 г. и что Завадовский является лицом особо социально опасным. Полагал бы: Настоящее дело по обвинению Завадовского Николая Яковлевича направить через ПП ОГПУ по Сибкраю в Особое совещание при Коллегии ОГПУ, для рассмотрения во внесудебном порядке.

Пом. Уполномоченного Майоров / «Согласен» Уполномоченный КРО Грушецкий

ОСД УАДАК. ФР. 2. Д. 221611. Л. 18-20. Машинописный подлинник.

  • Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998 // Упр. архивного дела администрации Алтайского края, 1999 г., с. 171-172

В.В. Лебедев, Н.И. Лебедева

История жизни и смерти протоиерея Николая Завадовского

Благочинный Барнаульских церквей, настоятель Знаменского собора с 1926 по 1927 гг. протоиерей Николай Яковлевич Завадовский (1870-1933) - яркая личность с типичной для православных подвижников веры судьбой в чудовищных условиях советской власти. Апатия и равнодушие, охватившие в последние годы почти все российское общество, ведут к забвению страшных судеб людей, противостоявших своими убеждениями богоборческой власти. Интерес к личности священника Завадовского был инициирован двумя фактами: его участием в деятельности православного братства и трагической гибелью. В связи с этим была изучена биография священника по публикациям начала XX в., документам Центра хранения архивных фондов Алтайского края и следственному делу, хранящемуся в Отделе следственной документации Управления архивного дела Алтайского края.

Завадовский Николай Яковлевич родился в селе Тынское Нарымского края Томской губернии в семье священника. Он был членом большой семьи потомственных священников. Его родственник, настоятель собора Петра и Павла города Барнаула Анемподист Антонович Завадовский (1843-?), являлся благочинным округа, членом Томского отдела Императорского Православного Палестинского общества, преподавал русский и церковно-славянский языки в Барнаульском духовном училище, был председателем Барнаульского отделения противораскольнического Братства, председателем Барнаульского отделения Томского училищного совета. Он состоял сотрудником попечительства о бедных Духовного звания и многих других обществ. В 1913 г. его назначили председателем Барнаульского отделения Братства Св. Димитрия Ростовского. Благочинный Ново-Николаевских церквей с 1899 г. настоятель Александро-Невского собора протоиерей Николай Антонович Завадовский (1848—?) был также казначеем Комитета Томского благотворительного общества в пользу раненых воинов. Настоятель Духосошественской церкви в Томске протоиерей Завадовский Александр Антонович (1838-?) являлся основателем Мариинского отделения Братства Св. Димитрия Ростовского в 1885 г., членом епархиального попечительства о бедных духовного звания, членом Томского православного миссионерского общества и членом попечительства о бедных воспитанниках духовной семинарии, членом Томской духовной Консистории и заведующим страховым делом в Томской епархии.

Протоиерей Николай Яковлевич Завадовский окончил курс Томской духовной семинарии. С 1894 г. он был настоятелем церкви во имя Святителя Иннокентия Иркутского при Томской духовной семинарии. С 1901 г. состоял членом экзаменационной комиссии по испытанию священно-церковнослужителей по священнической, диаконской и псалом- щической программе. Он был членом Томского епархиального ученического совета, епархиального попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии, духовником этой семинарии и законоучителем в младших классах Томского епархиального женского училища и образцовой церковно-приходской школы при семинарии. Протоиерей Завадовский был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным Крестом от Св. Синода (1907). С декабря 1919 г. до 20 мая 1920 г. он находился в Томском Алексеевском монастыре. Затем переехал в село Павловское под Барнаулом. Первый раз протоиерея Завадовского Алтайская Губчека осудила на один год в 1921 г., так как он в 1905 г. посещал собрания Союза русского народа. В конце того же года он освобожден по амнистии. Но в мае 1923 г. новый арест ГПУ, освобожден был Завадовский через три месяца. В 1924-1926 гг. Николай Яковлевич Заводовский служил в селах Подстепновском и Гоньбе. В мае 1926 г. его перевели в Барнаул. 13 июля 1927 г. протоиерей Завадовский был вновь арестован, после следствия его дело было передано на рассмотрение Тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сентября он был осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ за антисоветскую агитацию по ст. 58-10 УК к высылке в Сибирь на три года с последующим лишением права проживания в некоторых местностях СССР в течении трех лет. 24 октября он был отправлен в Канский округ. Довольно абсурдными теперь представляются показания свидетелей в обвинительной записке о Завадовском. Так, дьякон Александр Николаевич Спасский, допрашиваемый по делу Завадовского сказал, что «недели две тому назад мне диакон Корольков Знаменской церкви г. Барнаула говорил, что скоро, по словам Завадовского, приедет Николай Николаевич Романов и перебьет всех коммунистов». Неприятным является факт, что некоторые церковнослужители являлись свидетелями по делу. Например, сын бывшего настоятеля собора - псаломщик Василий Николаевич Корольков (он был расстрелян вместе с братом и женой в 1938 г.). Третьим свидетелем был священник с. Павловского Иосиф Петрович Овсянников. Вновь Николай Яковлевич Завадовский был арестован 7.02.1933 г., осужден по ст. 58-2, 10, 1 1 УК судебной Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю 8.04.1933 г. и приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли его 11 апреля 1933 г. в городе Новосибирске. 19 декабря 1957 г. дело прекращено Алтайским краевым судом за отсутствием состава преступления. По делу 1927 г. священник Н.Я. Завадовский реабилитирован прокуратурой Алтайского края 4 июля 1993 г. Таким образом, четыре ареста, тюрьмы, лагеря, ссылки закончились для протоиерея Николая Яковлевича Завадовского расстрелом. Судьба типичная для тысяч священнослужителей всех конфессий в СССР. Могилы их неизвестны, но судьбы подвижников веры остаются предупреждением против тоталитаризма.

  • История жизни и смерти протоиерея Николая Завадовского // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: метаморфозы творчества : интеллектуальные ландшафты (конец XIX в.-начало XXI в.) /. - С .200-202

Ответить