Обсуждение статьи "НИКОДИМ РЕОНДАШСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1045
Дата регистрации: 03.04.2013
реардамский vs 1789
15.10.2017 16:48:25

> Материал по адресу http://www.pobeda.ru/content/view/8693 (недейств. ссылка) указывает дату кончины как 1789 год.

Я бы удалил эту фразу. Нашел, откуда архиепископ "реандамскій" и год "1789":

"Императрица Екатерина II, при отправленіи флота въ Средиземное море, предписывала Гавріилу, митрополиту с.-петербургскому, назначить туда священниковъ, предварительно войдя въ сношеніе съ адмираломъ Грейгомъ. Изъ переписки, возбужденной по этому предмету, между митрополитомъ и Грейгомъ, въ 1788 г. видно, что въ Средиземное море отправлено было 30 священннковъ для флота и 2 іеродіакона, подъ управленіемъ главнаго духовнаго начальника—преосвященнаго Никодима, архіепископа реандамскаго, который, по повелѣнію Екатерины II, вызванъ былъ для этой цѣли изъ Кіева.

Недолго преосвящсннын Никодимъ управлялъ флотскимъ и сухопутнымъ духовенствомъ; опъ скончаися въ 1789 году."

Источник: Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. - СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. - С. 13, http://dlib.rsl.ru/viewer/01002917991#?page=20.

> У Кузнецова А. М., .. ошибочно приведен как "Реардамский."

Я бы убрал и эту ремарку "реардамский" - это уже перебор - см. то же у Белякова ("Материал по адресу" - это Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России, http://rusk.ru/st.php?idar=40002#_ftn35)

1789 год - это ошибка, которую вместе с архиепископом "реандамским" | "реардамским" видимо еще долго будут мусолить "историки армии и флота". Дневник стац-секретаря императрицы Екатерины II Александра Храповицкого и рапорт адмирала Грейга совершенно четко фиксируют смерть архиеп. Никодима июлем 1788 года.

Не считаю, что "фиксировать типовые сетевые ошибки и их источники" - это энциклопедично. Пока расставил ремарки, но, считаю их лишними.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1045
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: реардамский vs 1789
16.10.2017 11:51:27 в ответ на "реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

> 1789 год - это ошибка, которую вместе с архиепископом "реандамским" | "реардамским" видимо еще долго будут мусолить "историки армии и флота".

Собственно, так и есть. В Содержании книги Смирнова "Послушники Андреевского флага : корабельные священники Российского императорского флота", Санкт-Петербург : Морское наследие, 2016 указана глава: "Ряженый матрос или архиепископ реандамский?". Саму книгу пока не нашел.

На греческой Wiki в статье "Επισκοπή Ρέοντος - Πραστού" составили список епископов:

  • Νεκτάριος: αναφέρεται το 1751.
  • Ιερεμίας: αναφέρεται σε έγγραφο του 1753.
  • Θεοδώρητος Β΄ Κανικλής: από τον Πραστό. Διετέλεσε επίσκοπος μετά το 1751.
  • Νικόδημος: αναφέρεται σε επιγραφή της κατεστραμμένης Παναγίας του Πραστού το 1762 και το 1768.
  • Νεκτάριος Β΄: θεωρείται από τους υποκινητές της Ορλωφικής Επανάστασης στην Τσακωνιά. Μετά την αποτυχία της, κατέφυγε στην Ρωσία
  • Ιερεμίας Β΄: διετέλεσε επίσκοπος από το 1771 και παραιτήθηκε το 1774

В примечании сказано, что это список составлен по материалам, собранным указанными авторами: Δημήτριος Δουκάκης, Τάσος Γριτσόπουλος, Χρυσόστομος Δημητρίου και ο Παραμυθίας & Φιλιατών Αθηναγόρας:

У Дмитрия Дукакиса провал между 1751 и 1771 годами - т.е. между Нектарием и Иеремией. См. Doukakis, D. [Δουκάκης, Δ.] 1928. Επισκοπή Ρέοντος και Πραστού (The See of Rheon and Prastos). Θεολογία 1: σελ. 109-112, http://www.ecclesia.gr/greek/press/theologia/material/1923_1...pdf

И, все-таки греки упорно называют имя "Нектарий", как-будто имя Никодима никогда не было упомянуто в официальных документах.

Имя Никодима (ΚΑΘΕΔΡΗΝ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ или ΚΕΘΕΔΡΗΝ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ) фиксируется только над центральной дверью храма Η Παναγία (Μητρόπολη). Надпись датируют 1768 годом. См. Византийский Вестник (цитата: Νικόδημος de 'Ρέοντος 1768 évêque de Pharsala (1768) | 171, 64; — évêque de 'Ρέοντος κ al j Πραστου (1768) 171, 65). Как пишут, кафедральный храм был построен в Прастосе в 1762 году и разрушен турками в 1826 году. Понятно, что после Орлофики, в 1770 - 1771 полетели головы и многие покинули острова. Возможно, списки епископов были тщательно подчищены.

Интересно, какие материалы дают право таким как тов. Смирнов писать целые главы по типу "Ряженый матрос или архиепископ реандамский?"

Ответить
А.Волконский
пользователь
крещенный МП

Сообщений: 5
Дата регистрации: 17.10.2017
Re: реардамский vs 1789
18.10.2017 02:02:55 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

> Я бы удалил эту фразу. Нашел, откуда архиепископ "реандамскій" и год "1789":
> :"Императрица Екатерина II, ............... главнаго духовнаго начальника—преосвященнаго Никодима, архіепископа реандамскаго, который, по повелѣнію Екатерины II, вызванъ былъ для этой цѣли изъ Кіева.
> :Недолго преосвящсннын Никодимъ управлялъ флотскимъ и сухопутнымъ духовенствомъ; опъ скончаися въ 1789 году."
> Источник: Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. - СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. - С. 13, ссылка
> > У Кузнецова А. М., .. ошибочно приведен как "Реардамский."
> Я бы убрал и эту ремарку "реардамский" - это уже перебор - см. то же у Белякова ("Материал по адресу" - это Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России, ссылкаа
> 1789 год - это ошибка, которую вместе с архиепископом "реандамским" | "реардамским" видимо еще долго будут мусолить "историки армии и флота". Дневник стац-секретаря императрицы Екатерины II Александра Храповицкого и рапорт адмирала Грейга совершенно четко фиксируют смерть архиеп. Никодима июлем 1788 года.
> Не считаю, что "фиксировать типовые сетевые ошибки и их источники" - это энциклопедично. Пока расставил ремарки, но, считаю их лишними.

Добрый день, Олексий. Приятно познакомится.

Может не совсем и так, титул Реандамский скорее всего использовался в XVIII веке - также как и Реондажский -, поскольку в "Русском архиве" за 1869 напечатаны письма и переписка митрополита Гавриила (собранные Н.И.Григоровичем) - так там указывается архиеп.Никодим как Реандамский., в письме митрополита и в письме гр.А.Безбородько. А вот Реардамский - явная ошибка возникшая при переписывании у более поздних авторов, и размножившаяся. А 1789 - это пожалуй и есть корень размножившейся ошибки - (как же прав был преп.Максим Грек ) - возможно возникшей от того, что митр.Гавриил именно в 1789 году проявил беспокойство в письмах по поводу вещей оставшихся после смерти архиеп.Никодима.

> Интересно, какие материалы дают право таким как тов. Смирнов писать целые главы по типу "Ряженый матрос или архиепископ реандамский?"

Да уж, посмотреть бы этот труд, почитать.....

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1045
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: реардамский vs 1789
18.10.2017 22:39:15 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (А.Волконский)

> Добрый день, Олексий. Приятно познакомится.

Взаимно. Пробежался по Вашим ссылкам (кому интересно, см., ниже)

  • "Изъ бумагь Митрополита Новгородскаго и С-Петербургскаго Гавріила. Неизданныо матеріалы для біогряфіи его, собранные и объясненные Н. И. Григоровичемъ" // Русскій Архивъ, М. 1869, №10, стб. 1585, 1586:
  • Эстляндские губернские ведомости, 1888,№ 34 (1 Сентября), с. 141

> титул Реандамский скорее всего использовался в XVIII веке - также как и Реондажский -... А вот Реардамский - явная ошибка возникшая при переписывании у более поздних авторов, и размножившаяся.

С титулом "Реондажский" без вопросов - да, так писали. Например, "архиепископ Игнатий Реондажский (Реонтский и Прэстский)" (корень слова "Реон").

А вот титул "Реандамский", думаю, что в офиц. бумагах никогда не использовался. Ни граф Безбородко, ни архиеп. Гавриил - "на пару" не могли допустить такую интересную очепятку. Думаю, что титул "Реандамский" отсутствует в оригинале. Это больше похоже на "корректорскую" или "типографскую" ошибку 60-70-х годов XIX века, которая в конечном счете на совести зав. архивом и библиотекой Святейшего Синода.

> А 1789 - это пожалуй и есть корень размножившейся ошибки - ... - возможно возникшей от того, что митр.Гавриил именно в 1789 году проявил беспокойство в письмах по поводу вещей оставшихся после смерти архиеп.Никодима.

Возможно.

> Вот только с датой смерти указанной по {Половцов} выходит несоответствие,

Не вижу несоответствия: 6 июля был на корабле во время Гогландского сражения. 20 июля умер на Сескаре (где был госпиталь, указание "о перевозкѣ въ Кронштадтъ тѣла архіерея Никодима, умершаго на островѣ Сескарѣ" см. в Описании дел Архива Морского министерства за время с половины XVII до начала XIX столетия. - Санкт-Петербург, Т. 5. - 1888, с. 838, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003889353#?page=426). Только 25 июля был окончательно согласован вопрос о погребении. По каким-то причинам тело архиеп. Никодима не разрешили хоронить в Кронштадте (см. дневник Храповицкого, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003605566#?page=77). Поэтому, 26 июля 1788 - это, скорее всего, не день смерти, а день погребения на кладбище г. Ревеля. Или число "26" - это результат столетней эрозии и/или дилатации надписи на надгробной плите (20 -> 26).

> а отыскивание архивных материалов затрудняет наличие границы

Например, чего только стоит сообщение кладбищенского священника Иоанна Гиляровского, который слышал со слов старожилов, что "будто-бы Архіепископъ былъ изъ числа опальныхъ въ царствоваше императрицы Екатерины Великой за противодействие въ отчужденш недвижимыхъ монастырскихъ имуществъ въ казну ; былъ, поэтому, везенъ въ ссылку на военномъ корабле, дорогою захворалъ и, высаженный въ Ревеле", наводит на размышление.

Это с учетом тона Синода от 13 дек. 1781 года, "О объясненіи находящемуся въ Кіево - Выдубецкомъ монастырѣ Преосвященному Никодиму Архіепископу Реондашскому (выходцу изъ Турціи), чтобы онъ доставленными ему выгодами и покоемъ былъ доволенъ", http://dlib.rsl.ru/viewer/01004230381#?page=349. Не бывает дыма без огня. Похоже, что назначение епископа на флот действительно было ссылкой.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1045
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: реардамский vs 1789
20.10.2017 22:31:35 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

> > Вот только с датой смерти указанной по {Половцов} выходит несоответствие,

"Грекоговорящие священнослужители вновь оказались востребованы русским флотом во время следующей войны с Турцией. В феврале 1788 г. Екатерина II приказала Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу снабдить вооружавшуюся Средиземноморскую эскадру церковной утварью и священниками, отметив, что «весьма бы полезно было, естьли бы некоторые из них имели знание греческого языка», и велела по этому поводу переговорить с адмиралом С. К. Грейгом. Грейг, в свою очередь, предложил назначить в эскадру одного «главного духовного начальника», 30 священников для флота, 5 священников для сухопутных войск, а также двух иеродиаконов и требовал чтобы они были в Кронштадте к 25 мая"

"архиепископ Никодим, назначенный обер-иеромонахом в 1788 г. [...] на присяге он подписался по-гречески"

"По всей видимости, исключительными полномочиями предполагалось наделить обер-иеромонаха эскадры, снаряжавшейся в Средиземное море в 1788 г. Екатерина II лично контролировала комплектование вооружавшихся судов священнослужителями, а ее выбор относительно «начальствующего над духовенством российского флота» тогда впервые пал на обладателя архиерейского сана, бежавшего с территории Османской Империи архиепископа Реондосского Никодима. Он был специально вызван из Киевского Пустынно-Николаевского монастыря в Санкт-Петербург, был приведен к присяге, а Совет при высочайшем дворе распорядился назначить ему повышенное денежное жалованье и сделать для него три архиерейских облачения".

"Однако во время начавшейся кампании, 20 июля 1788 г., преосвященный Никодим скончался" [1001]. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, перед смертью он передал свои обязанности служившему на корабле «Ростислав» священноиноку из Тверской епархии Иоасафу (возможно, потому, что он один из немногих священнослужителей мог говорить на родном для Никодима греческом языке). В результате Иоасаф уже в июле 1788 г. именовался «правящим должность обер-иеромонаха»

[1001] = РГИА. Ф. 796. Оп. 69. Д. 64. Л. 536

  • Бландов, Алексей Александрович. Православное духовенство в российском военно-морском флоте XVIII в. : диссертация ... кандидата исторических наук : - Санкт-Петербург, 2014, с. 82, 88, 215:

Ответить
А.Волконский
пользователь
крещенный МП

Сообщений: 5
Дата регистрации: 17.10.2017
Re: реардамский vs 1789
20.10.2017 23:38:26 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

Длбрый день, Олексий.

> С титулом "Реондажский" без вопросов - да, так писали. Например, "архиепископ Игнатий Реондажский (Реонтский и Прэстский)" (корень слова "Реон").
> А вот титул "Реандамский", думаю, что в офиц. бумагах никогда не использовался. Ни граф Безбородко, ни архиеп. Гавриил - "на пару" не могли допустить такую интересную очепятку. Думаю, что титул "Реандамский" отсутствует в оригинале. Это больше похоже на "корректорскую" или "типографскую" ошибку 60-70-х годов XIX века, которая в конечном счете на совести зав. архивом и библиотекой Святейшего Синода.

Скорее всего вы правы. Если даже вот и в наше время, такой издатель, как РНБ и то чудит - Ревель именуют Вильнюсом...:) (см.:Опись архивного фонда Грейгов в Отделе рукописей РНБ). Кстати, ни разу за 20 лет, как начал заниматься сбором материалов о епископе Никодиме, не встречал прописывание "Реонтский и Прэсткий".

> Например, чего только стоит сообщение кладбищенского священника Иоанна Гиляровского, который слышал со слов старожилов, что "будто-бы Архіепископъ былъ изъ числа опальныхъ въ царствоваше императрицы Екатерины Великой за противодействие въ отчужденш недвижимыхъ монастырскихъ имуществъ въ казну ; былъ, поэтому, везенъ въ ссылку на военномъ корабле, дорогою захворалъ и, высаженный въ Ревеле", наводит на размышление.
> Это с учетом тона Синода от 13 дек. 1781 года, "О объясненіи находящемуся въ Кіево - Выдубецкомъ монастырѣ Преосвященному Никодиму Архіепископу Реондашскому (выходцу изъ Турціи), чтобы онъ доставленными ему выгодами и покоемъ былъ доволенъ", Не бывает дыма без огня. Похоже, что назначение епископа на флот действительно было ссылкой.

Здесь возможно не совсем так - народная молва могла к смерти и захоронению архиеп. Никодима в Ревеле приписать таинственное нахождение в темнице Ревеля святителя Арсения (Мациевича) - одно указание насчет :

"..................былъ изъ числа опальныхъ въ царствоваше императрицы Екатерины Великой за противодействие въ отчужденш недвижимыхъ монастырскихъ имуществъ въ казну ............"

как будто взято прямо из его жизнеописания, и его не менее таинственное захоронение, и близость дат их смерти( 1788 и 1772) и сказались на появлении таковых мнений в отношении захоронения арх.Никодима.

Подготавливая 2 Архипелагскую экспедицию, Екатерина понимала, что священник, из числа греков, принявших участие в Орлофике, самый лучший вариант для привлечения на свою сторону местных греков. А отказ в захоронении в Кронштадте - как нежелание воспоминания о провале сей собранной экспедиции в этом году. Но это все лишь наши догадки и размышления. истинное объяснение данного отказа, может и проявится в чьих-то письмах в архивах. Может повлияла на такое решение - разгулявшаяся в то время эпидемия на флоте - ведь даже адмирал Грейг не был перевезен в Кронштадт, а погребен также в Ревеле. А насчет - "благочестия ревнитель" - стоит вспомнить, что матросы не стали пить водку перед Гогландским сражением - здесь думаю заслуга флотского духовенства и его непосредственного руководства.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1045
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: реардамский vs 1789
20.10.2017 23:45:04 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (А.Волконский)

> народная могла к данному епископу Никодиму приписать таинственное нахождение в темнице Ревеля святителя Арсения (Мациевича)

Согласен. Опальному архиерею вряд ли на один только переезд выделили бы 1000 рублей, "многовато будет". Бландов пишет, что Никодим был специально вызван в Санкт-Петербург из Киевского Пустынно-Николаевского монастыря. Хотя в в конце ноября 1782 он был еще в Киево-Выдубицком монастыре, см. у Мыцика, http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?...pdf.

> Подготавливая 2 Архипелагскую экспедицию, Екатерина понимала, что священник, из числа греков, принявших участие в Орлофике, самый лучший вариант... А отказ в захоронении в Кронштадте - как нежелание воспоминания о провале сей собранной экспедиции в этом году.

Кто знает. Пишут, что в Ревеле было похоронено немало архиереев.

Ответить
А.Волконский
пользователь
крещенный МП

Сообщений: 5
Дата регистрации: 17.10.2017
Re: реардамский vs 1789
21.10.2017 00:03:15 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

> > народная могла к данному епископу Никодиму приписать таинственное нахождение в темнице Ревеля святителя Арсения (Мациевича)
> Согласен. Опальному архиерею вряд ли на один только переезд выделили бы 1000 рублей, "многовато будет".

во-во....ведь выделили же...:))

> > Подготавливая 2 Архипелагскую экспедицию, Екатерина понимала, что священник, из числа греков, принявших участие в Орлоф[и]ке, самый лучший вариант... А отказ в захоронении в Кронштадте - как нежелание воспоминания о провале сей собранной экспедиции в этом году.
> Кто знает. Пишут, что в Ревеле было похоронено немало архиереев.

Насколько доподлинно известно на данный момент - до появления своих местных архиереев - всего два- архиеп.Никодим и свят.Арсений. А вот флотских священнослужителей действительно достаточно много. Интересно кто так писал.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1045
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: реардамский vs 1789
21.10.2017 00:28:18 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (А.Волконский)

> Интересно кто так писал.

Вот, говорила мне мама, не читай, что пишут на заборах, https://ru.wikipedia.org/wiki/Александро-Невское_кладбище

Ответить
А.Волконский
пользователь
крещенный МП

Сообщений: 5
Дата регистрации: 17.10.2017
Re: реардамский vs 1789
21.10.2017 00:47:50 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

> > Интересно кто так писал.
> Вот, говорила мне мама, не читай, что пишут на заборах, https://ru.wikipedia.org/wiki/Александро-Невское_кладбище

) много = 4 :)

На Александро-Невском кладбище г.Таллинна погребены следующие иерархи:

архиеп. Никодим +1788

архиеп. Павел (Дмитровский) +1946

еписк. Исидор (Богоявленский) +1949

архиеп.Иоанн (Алексеев) +1966

еще в Таллинне погребены вне кладбища

свят.Арсений(Мациевич) +1772 предположительно под спудом под амвоном главного алтаря в Никольском храме

н-свмуч.свят. Платон (Кульбуш) +1919 в Преображенском соборе

Ответить