Обсуждение статьи "ЛЕОНТИЙ (МАТУСЕВИЧ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1006
Дата регистрации: 03.04.2013
Однако
06.10.2017 12:03:15

> временно управлял Житомирской епархией с 8 июня 1922 по 23 августа 1923 года. Однако первая дата значительно раньше его хиротонии, а вторая - противоречит сведениям о его уклонении в обновленчество в 1923 году.

Не понимаю таких ремарок. Во-первых, почему игумен, готовящийся стать епископом, не может быть в/у епархией? Во-вторых, "По воспоминаниям современников, еп. Леонтий " [если уж быть точным] "в 1925 году служил в житомирском соборе, куда, как правило, обновленцы не допускались". Поэтому, на основании вышесказанного, если епископ и присутствовал на соборе в 1923, но акты которого он не подписывал, то из этого факта еще никак не следует то, что на момент проведения собора этот епископ в "1923 году уклонился в обновленчество" и, тем более, "управлял обновленческой Житомирской епархией", которой, скорее всего, еще не было. Подозревать - можно, утверждать - нет.

О подозрениях, см. Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев / Мануил (Лемешевский) // «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002. - с. 811

На заметку:

10 августа 1923 г. Волынский губернский суд, в связи с амнистией, постановил досрочно освободить архиепископа Аверкия. В конце августа 1923 в Волынской епархии обновленцы собирались созвать съезд духовенства и мирян, но проведение этого съезда было сорвано. И только к концу 1923 года под нажимом властей, архиеп. Аверкию пришлось созвать съезд, на котором было образовано Волынское епархиальное управление. Не исключено, что в то время Волынские епископы, под давлением властей, не могли не общаться с представителями Волынского Е[пархиального]У[правления], даже, вероятно и скорее всего были включены в списки этого органа.

Однако, в 1923 году был образован Полонский викариат и на эту кафедру был рукоположен бывший инспектор Волынской ДС Максим (Руберовский). Т.е., как пишут, в 1923 (или 1924) году епископ Аверкий (Кедров) в сослужении с другими епископами Волыни хиротонисал Руберовского во епископа Полонского, викария Волынской епархии (см. Прот. Николай Доненко. Епископ Житомирский Максим (Руберовский) // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2005, Том I, с. 172 - 176, http://pstgu.ru/download/1269284812.donenko.pdf). Среди епископов, рукополагавших еп. Максима, указывают и епископа Леонтия (Матусевича), http://vladregion.info/articles/urozhentsy-gorokhovetskogo-u...kie. О связи еп. Максима с обновленцами вроде бы сведений нет. Аверкий (Кедров) и Леонтий (Матусевич) могли совместно рукоположить иеромонаха Максима в Полонского епископа не раньше августа 1923.

Вот вам и однако, и противоречит.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1006
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Однако, обновленческую епархию не возглавлял
07.10.2017 20:54:29 в ответ на "Однако" (Олексій Тре)

> > временно управлял Житомирской епархией с 8 июня 1922 по 23 августа 1923 года. Однако первая дата значительно раньше его хиротонии, а вторая - противоречит сведениям о его уклонении в обновленчество в 1923 году.
> из этого факта еще никак не следует то, что на момент проведения собора этот епископ в "1923 году уклонился в обновленчество" и, тем более, "управлял обновленческой Житомирской епархией", которой, скорее всего, еще не было.

Нашел более развернутый ответ на "обновлечество" Коростенского епископа. Выложу здесь, пока не убрали с Академии:

1) "Надо полагать, что по инициативе ГПУ от епархии была направлена делегация от Волынской епархии для участия в работе Второго Поместного Собора РПЦ (29 апреля – 9 мая 1923), вошедшего в историю, как обновленческий. Делегация состояла из пяти человек: трое были сторонниками обновленчества, двое – его противниками [ЦГАВО Украины. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 2186, с. 112]. На съезде епископ Коростенский, викарий Волынской епархии Леонтий (Матусевич) выступил против брачного епископата [Левитин C., Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. – М., 1996., c. 284] и не подписал акт о низложении Патриарха Тихона [Обновленческий раскол / Сост. И.В. Соловьёв. – М., 2002., с. 811]"

2) "В документе ГПУ имеется такая запись: “последние (т.е. тихоновцы. – Авт.) во главе с архиепископом Аверкием постепенно вступали с оттдельными группами в соглашение и в ноябре п/г (1923 г., документ написан в 1924 г. – Авт.) представляли собой довольно крепкую спаянную единицу” [ГАЖО. – Ф. П2. – Оп. 1. – Д. 154, с. 92]. Под “группами” имеются ввиду “Живая церковь” и “прогрессивное духовенство”. Именно с ними тихоновцы приходили к некоему компромису и соглашению. Из этого видно, что владыка повёл политику объединения епархии, сохранения её от развала на партийные группировки.

Лидеры “Живой церкви” и “прогрессисты” не пользовались авторитетом в епархии, особенно в Житомире. К тому же эти группы не вели войны против “тихновцев”, что раздражало Губернский ликвидком [ЦГАВО Украины. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д. 2186, с. 72]. Было предложено создать “настоящих обновленцев”, т.е. готовых драться с “тихоновцами”

3) "В конце декабря 1923 г. сотрудникам Волынского ГПУ удалось добиться согласия от епископа Аверкия на созыв нового епархиального съезда [ГАЖО. – Ф. П2. – Оп. 1. – Д. 154, с. 92]. В январе 1924 г. епархиальный съезд заверил советскую власть в своей лояльности [ЦГА ВО Ук ра и ны. – Ф. 5. – Оп. 2. – Д. 198, 257]. ГПУ утверждало, что “вопрос об обновлении церкви на Волыни разрешился в положительном смысле” [ГАЖО. – Ф. П2. – Оп. 1. – Д. 154, с. 92]. Но съезд не принял решения о подчинении обновленческому Харьковскому синоду. Следовательно, ГПУ, ведя переговоры, сумело добиться от епископа Аверкия поддержки обновленческих групп. 67 февраля 1924 г. пленум Волынского епархиального управления принял судьбоносное постановление: “Признать Временный Всеукраинский Священный Синод высшим органом Управления православной Церковью на Украине до Собора” [ЦГАВО Украины. – Ф. 5. – Оп. 2. – Д. 198, с. 260об.]. С формальной точки зрения это постановление можно рассматривать как уход епархии и владыки Аверкия в обновленческий раскол. Но, скорее всего, это был некий компромисс".

[Дальше, ссылки мной вырезаны – Олексій Тре]

4) "С 17 декабря по 30 декабря [1924 года] под председательством епископа Полонского Максима (Руберовского) проходил епархиальный съезд (присутствовало 64 делегата). На нём разгорелись жаркие юрисдикционные споры о том, кому подчинится епархия: каноническому Экзарху Украины или раскольническому Синоду в Харькове? 30 декабря 1924 г. съезд принял постановление: “признать Всеукраинский Священный Синод”. Преосвященные Максим (Руберовский), Леонтий (Матусевич), пять иереев и двое мирян выразили своё несогласие и покинули съезд".

5) "26 января 1925 г. Максим (Руберовский) подал заявку о самостоятельном управлении приходами, признающими его. Это означало, что епархия раскололась. Синодальное епархиальное управление объявило о своём подчинении преосвященному Аверкию и 9 февраля провело переговоры с владыкой Максимом. Но обе стороны остались на своих позициях. Тогда члены епархиального управления заявили, что, если один из викарных епископов не возглавит их, то они самороспустяться. Вскоре управление возглавил епископ Староконстантиновский Иаков (Немоловский). Он от печатал в типографии обращение к “Православному духовенству и верующим Волынской епархии”, в котором всю вину за раскол епархии возложил на епископов Максима (Руберовского) и Леонтия (Матусевича)".

6) "30 апреля 1925 г. в Житомир вернулся епископ Аверкий. И тут же выразил своё недоверие “синодалам”. Однако владыка продолжил свою тактику неафиширования своей истинной позиции и ожидания. Он не благословил делегатов от Волынской епархии на участие в работе Всеукраинского обновленческого собора, состоявшегося 17 - 27 мая 1925 г. в Харькове, где была провозглашена автокефалия Украинской церкви. В октябре 1925 г. обновленческий собор в Москве признал автокефалию Украинской церкви. Последнее свидетельствовало о неканоничности харьковского Синода. В этом же месяце епископ Аверкий заявил членам епархиального управления о категорическом отказе подчиняться обновленческому Синоду. Староконстантиновское и Новоград-Волынское викариатсво ушли в раскол, Полонское, Коростенское и Житомирское признали канонического Экзарха Украины"

  • Александров И.В. Насаждение органами советской власти обновленческого раскола в Волынской епархии 1922-1926 гг. // Православ'я - наука - суспільство: питання взаємодії: Матеріали П'ятої Міжнародної наукової конференції /24-25 травня 2007 p./ - Київ, 2008. - С 151-156:

P.S.: Из приведенных цитат видно, что до Леонтий Матусевич никогда не возглавлял обновленческую Житомирскую епархиию, которой до 1925 года и в помине не было, а были отдельные обновленческие группы внутри Волынской епархии, к которым указанный епископ отношения не имел.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1006
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: однако, в обновленчестве не был
07.10.2017 21:48:26 в ответ на "Однако" (Олексій Тре)

> Подозревать - можно, утверждать - нет.
> О подозрениях, см. Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев / Мануил (Лемешевский) // «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002. - с. 811

с. 239): "По ММЛ РПИ, в 1923 г. совратился в обновленческий раскол, но, «...судя по тому, что он значится в списках Патриарха Сергия как Православный епископ, можно предполагать, что епископ Леонтий покаялся в своем заблуждений и возвратился в лоно Православной Церкви..."

с. 240): В мае 1923 был участником II обновленческого собора, но акт о низложении Патриарха Тихона не подписал. Не позже 1924г. покаялся и вернулся в лоно Церкви, ибо упоминается в «Списке канонических архиереев, проживающих в России» Н. Кирьянова: «Леонтий еп. вик. Житомирской епархии» (см. Приложение 8. С. 881).

  • История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (под редакцией протоиерея Владимира Воробьева, ПСТГУ, 2006, с. 239, 240

См. так же у митр. Мануила Лемешевского, http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4257

Выводы:

1) Еп. Леонтий Матусевич в 1923 был направлен на т.нз. Второй Поместный Собор в составе делегации от Волынской епархии, которая состояла из пяти человек: трое были сторонниками обновленчества, двое – его противниками. В их числе - епископ Леонтий

2) На одном основании одного лишь присутствия этого епископа на этом соборе митр. Мануил Лемешевский и Мих. Губонин посчитали, что этот епископ в 1923 уклонился в обновленчество.

3) При этом, они же констатируют, что имя этого епископа упоминается в «Списке [1924 года] канонических архиереев, проживающих в России» Н. Кирьянова.

4) Дальше у этих авторов следует ошибка второго рода - раз они считают, что епископ уклонился в 1923, то он должен был не позже 1924 принести покаяние. Все остальные источники - это репост и копипаст логических домыслов - уклонился в обновленчество, но потом покаялся.

5) Возражения?.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1006
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Однако, о Руберовском
09.10.2017 15:01:25 в ответ на "Однако" (Олексій Тре)

На заметку:

> как пишут, в 1923 (или 1924) году епископ Аверкий (Кедров) в сослужении с другими епископами Волыни хиротонисал Руберовского во епископа Полонского, викария Волынской епархии (см. Прот. Николай Доненко. Епископ Житомирский Максим (Руберовский) // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2005, Том I, с. 172 - 176, http://pstgu.ru/download/1269284812.donenko.pdf).

И, все-таки, в 1924 году:

За документами з приватного архіву, ми можемо припустити, що Михайло Іванович Руберовский під час навчання в духовній академії у вересні 1911 року прийняв чернецтво [3].

Митрополит Мануіл (Лемешевський) пише, шо в «1923 року хіротонієаний в єпископа Полонського. вікарія Волинської єпархії» [9]. Знайдено документ, датований 6 лютого 1924 р., у якому зазначено, що архімандрит Максим (Руберовський) виконує обов'язки настоятеля Овруцького собору. Отже, він був висвячений у сан єпископа в 1924 році.

[3] Архів Похльобкіної Наталії Володимирівни м. Шуя, Росія.
[9] Metropolit Manuil (Lemeševskij) Die russischen orthodoxen bischöfe von 1893 bis 1965. Teil IV — Erlangen 1986. - S. 262.

  • Александров І. В. Ревнитель православної церкви на Волині. (Руберовський Михайло Іванович) / І. В. Александров, І. А. Кучерук, Є. Р. Тіміряєв // Реабілітовані історією: у 27 т. / Нац. акад. наук України [та ін.]; голов. редкол.: П. Т. Тронько (голова) та ін. – Житомир: Полісся, 2011. – Житомирська область, кн. 5. – С. 106-110:

Ответить