Обсуждение статьи "НОВОНИКИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2340
Дата регистрации: 08.11.2014
Ответ на e-mail
30.09.2017 13:27:16

> Здравствуйте, о. Александр!

> Простите, после подтверждения Ваших правок в статье о Новоникитской иконе я решил удалить одну из двух Ваших редакций и по досадному недосмотру удалил обе, поэтому Ваши исправления сохранились только в моей редакции, мне очень жаль. Датирование явления иконы 372-м годом, на мой взгляд, необоснованно.

> С уважением,
> Александр Иванов

Александр Юрьевич, то, что удалили случайно, - да ничего страшного, дело ведь совсем не в "авторстве" правок. Спасибо, что сообщили, конечно. И я не стал бы отвечать, если бы не Ваша последняя фраза.

Почему необоснованно? В описании ясно сказано, что икона явилась конкретному святому незадолго до его крещения и последовавшей вскоре мученической смерти. Дата оной известна. Минея МП почему-то сочла вполне обоснованным поставить её как дату явления иконы... В чём необоснованность?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3260
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ответ на e-mail
30.09.2017 13:33:00 в ответ на "Ответ на e-mail" (д. Александр Васильев)

> В чём необоснованность?

В том, что "вскоре началось гонение" вовсе не означает, что в том же году.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2340
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ответ на e-mail
30.09.2017 13:34:19 в ответ на "Re: Ответ на e-mail" (Александр Иванов)

> > В чём необоснованность?
> В том, что "вскоре началось гонение" вовсе не означает, что в том же году.

Может означать, может, вероятно, и не означать. Мы будем таким образом ревизовать все даты явления икон или выборочно? Я хочу сказать, что "Древо" будет РЕШАТЬ что-то само или, как это постулируется, ОТРАЖАТЬ действительность?

(Я уж не говорю о том, что логика не мешает, раз уж такое недоверие к составителям "жития" иконы, поставить "ок. 370". Хотя с чего Вы взяли, что дата явления иконы была проставлена в Минее только на основании одной лишь фразы "вскоре начались гонения"?)

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3260
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ответ на e-mail
30.09.2017 13:44:59 в ответ на "Re: Ответ на e-mail" (д. Александр Васильев)

> раз уж такое недоверие к составителям "жития" иконы

Нет недоверия. В указанном источнике не конкретизируется время явления.

> Хотя с чего Вы взяли, что дата явления иконы была проставлена в Минее только на основании одной лишь фразы "вскоре начались гонения"?

Пока у меня нет оснований думать иначе.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2340
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ответ на e-mail
30.09.2017 14:57:50 в ответ на "Re: Ответ на e-mail" (Александр Иванов)

> Новоникитской иконы Божией Матери. Явилась в 372 году великомуч. Никите (См. выше). Список у Спаса в Москве за золотою решеткою.

Смотрим выше:

> Св. муч. Никиты, † ок. 372 в Готфии.

Год явления иконы указан точно, тогда как год мученичества Никиты с оговоркой "ок.". Формальная логика подсказывает, что второй произведён от первого.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1063
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Формальная логика
30.09.2017 23:38:37 в ответ на "Re: Ответ на e-mail" (д. Александр Васильев)

> Формальная логика подсказывает, что второй произведён от первого.

Формальная логика подсказывает совсем другое - это то, что икона была явлена готфскому воину (возможно бывшему римскому легионеру), ставшему христианином. Вот только, чьим учеником он был - еп. Вульфилы (что более вероятно) или еп. Феофила, участника Собора 325 года? Как предполагают, этот во́ин пострадал ок. 372 года. А "вскоре" - понятие растянутое во времени (см. ниже).

Считается, что война между вестготами и имп. Валентом II нач. около 367 года. Вестготский судья Афанарих в сентябре 369 года подписал мирный договор с Валентом. На фоне антиримских настроений в 369-372 годах военная верхушка вестготов начала преследовать христиан, как потенциальных союзников ромеев. Один из вождей вестготов Фритигерн, приняв арианство, добился императорской поддержки и напал на Афанариха. Междоусобица началась вероятно уже после волны преследований на христиан, но до 376 года, когда народ вестготов был разгромлен гуннами и распался на подвластных язычнику Афанариху и арианину Фритигерну. Самое интересное, что политика разделяй и властвуй дала свои плоды - в 377 Фристигерн стал врагом империи, а Афанарих в 381 был с почестями принят в Константинополе, где через две недели умер и с почестями был похоронен.

Ответить