Обсуждение статьи "СИМЕОН ДИВНОГОРЕЦ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 981
Дата регистрации: 03.04.2013
О датах и арифметике.
20.08.2017 22:20:28

На заметку:

До нас дошло четыре жития св. Симеона Дивногорца. Первое из них составлено Аркадием, епископом Кипрским (варианты: с 630 по 638, с 626 по 642 ) [1], который, как считают, принадлежал к числу учеников праведника. Второе житие написано магистром Антиохии Никифором, жившем во время импер. Василия II (976 - 1025), и представляет собой риторическую обработку первого жития; еще есть третье житие по мюнхенскому списку (cod. graec. 3) и четвертое, которое встречается в одном списке парижской национальной библиотеки. Мюнхенская рукопись первоначально принадлежала монастырю, который находился в Константинополе близ цистерны Аэтия и под названием Πέτρα и был посвящен Иоанну Предтече.

Согласно житию, св. Симеон Дивногорец, родился в царствование Юстина I. Известно, что 521 году возобновилась персидская война. Согласно житию, в пятилетнем возрасте прп. Симеон едва не погиб во время землетрясения. Известно, что Антиохия испытала подземные толчки в 526, 528 и 551 годах. В шесть лет Симеон впервые взошел на столп и с этого времени, хотя и переменяя место своего стояния, до конца жизни (встречаются разные датировки: 591, 592, 593, 596 и 597 гг.) придерживался избранного столпнического образа жизни. Память его празднуется 24-го мая, в день кончины преподобного, дожившего, как гласит предание, до 75 лет (521 + 75 = 596). Указанный возраст 75 лет считался константой в 19 и 20 вв.



[1]  Память 29 августа. См., например, Юрий Максимов, Святые Кипрской Православной Церкви / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru, 15 февраля 2010 года, www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41625.htm. Подробнее, см., Аркадий I, архиеп. Констанции Кипрской (Саламин) // ПЭ, т. 3, с. 269, http://www.pravenc.ru/text/76050.html

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3166
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О датах и арифметике.
20.08.2017 22:28:14 в ответ на "О датах и арифметике." (Олексій Тре)

> Память его празднуется 24-го мая, в день кончины преподобного, дожившего, как гласит предание, до 75 лет (521 + 75 = 596).

Приведенную Вами информацию стоит также поместить в статью. Но ее не получается совместить с сообщением Евагрия о своем личном присутствии при кончине преподобного, а затем о личном докладе об этом Григорию I (+ 593).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 981
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О датах и арифметике.
20.08.2017 23:45:49 в ответ на "Re: О датах и арифметике." (Александр Иванов)

> Но ее не получается совместить с сообщением Евагрия о своем личном присутствии при кончине преподобного, а затем о личном докладе об этом Григорию I (+ 593).

В том то и дело, что лично не присутствовал:

"В это время преподобный Симеон разболелся к смерти, – и Григорий, когда я известил его о том, побежал к нему, чтобы отдать ему последний долг, однако не поспел [...] Спустя немного после того, умер и Григорий, похищенный подагрою, от которой сильно страдал, особенно когда выпил лекарство из так называемого гермодактила, которое дал ему один врач. Умер он в то время, когда в старейшем Риме, как сказано, епископствовал преемник Пелагия, Григорий, в новом - Иоанн, в Александрии – Евлогий, в Феополисе – Анастасий, возвращенный к своему престолу через 23 года, а в Иерусалиме Иоанн, по смерти которого, случившейся вскоре, еще никто не получил тамошнего кормила. Здесь, то есть на 12 году царской власти Маврикия я Тиверия над римской империей да остановится моя история..

Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Evagrij/text6.phtml?id=6690 Согласно вольному переводу 1853 года - "побежал", "однако не поспел".

Вопрос ведь в чем, у Евгария есть две не стыковки: во-первых, согласно Евгарию, "прикованный к постели [мучимый подагрою] патриарх хотел встретиться c прп. Симеоном Столпником ["взял одр свой и прямо-таки побежал к преподобному, чтобы отдать ему последний долг" (это не цитата)] но, не успел сделать это до кончины Симеона" [1].

Во-вторых, еще цитата:

По добродетели Симеон был превосходнее всех людей своего времени; он подвизался на столпе с ранних лет, так что в продолжении стояния на нем переменил свои зубы [..] На этом и потом на другом столпе, воздвигнутом на самой вершине горы, Симеон провел 68 лет и удостоился всякой благодати: изгонял демонов, исцелял всякие болезни и недуги и провидел будущее, как настоящее. Он предрек и Григорию, что тот не увидит его смерти, а что будет после него, о том (сказал) не знаю.

Опять арифметика: 521 + 6(7) + 68 = 695(696) год - а это уже после смерти патриарха. А, если землетрясение было не в 526, а в 528 году, тогда 529(530) + 68 = 597(598) год. В любом случае, Григорий не увидел смерть Симеона Дивногорца.

> Совершив постриг семилетнего мальчика в иночество, авва Иоанн сам возвёл его на этот столп.

Еще раз арифметика: 7 + 68 = 75 (это почти константа). И подземные толчки в Антиохии, когда прп. Симеону было 5 лет, никто не отменял: "сильное землетрясение 26 мая 526 г. и последовавшие за ним пожары унесли жизни, по-видимому, ок. 250 тыс. чел., среди к-рых было немало паломников, прибывших в город на праздник Вознесения, и Патриарх Евфрасий. 29 нояб. 528 г. последовало новое землетрясение (погибло до 5 тыс. чел.) .." [2]

P.S.: Симеонъ Дивногорецъ VI вѣка, I, 141—150; его житіе, I, 601; VI, 537—542; составленное Аркадіемъ Кипрскимъ, VI, 538; XV, 332; составленное Никифоромъ Ураномъ, VI, 538; XV, 332; сравнение этихъ житій, XV, 332—356; составленное Іоанномъ Петринымъ, VI, 539—540; поправки къ тексту, VI, 540—542; неизданные тексты изъ житія Аркадія, XV, 382—856; Симеону Дивногорду канонъ, I, 863. См. здесь, http://www.vremennik.biz/



[1]  Православная Энциклопедия, Т. 12, С. 606-607, http://www.pravenc.ru/text/166715.html

[2]  свящ. Михаил Наджим и др., "Антиохия", Православная Энциклопедия, Т. 2, С. 538-542, http://www.pravenc.ru/text/115782.html

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 981
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О датах и арифметике.
21.08.2017 08:02:18 в ответ на "Re: О датах и арифметике." (Олексій Тре)

> Еще раз арифметика: 7 + 68 = 75 (это почти константа).

Далее, на заметку (выцарапано с http://www.oxfordreference.com/)

Symeon the Stylite the Younger, saint; born Antioch 521, died in monastery of the Wondrous Mountain 592; feastdays 23 and 24 May. Symeon was born to a family of perfumers originally from Edessa . When his father perished in an earthquake (26 May 526), Symeon left for a mountainous site called Pila; at age seven he ascended a pillar and became a stylite . Circa 541 he moved to another pillar, atop the Wondrous Mountain; later a monastery was built nearby. Symeon wrote ascetic works and troparia ; two of his letters are preserved. John of Damascus attributed Symeon's Life to Arkadios, archbishop of Constantia on Cyprus, but van den Ven (infra [1962] 1:101f) rejects this attribution, suggesting that it was written by an anonymous contemporary of Symeon. Although Symeon's exploits took place in a deserted mountainous site north of the Orontes, the author frequently refers to Antioch, describing the Persian siege of 540, the plague of 542, and the earthquake of 557; he worries that the Antiochenes, particularly the elite, are infected with paganism, Manichaeanism, astrological beliefs, and other heresies (par. 161.20–21). Also interested in events in Constantinople, he has Symeon predict that Justin II would succeed Justinian I . He is aware of the Arab world, reporting the death of the Lakhmid al-Mundhir ( Alamundarus ) in 553 . Nikephoros Ouranos reworked the Life, which is also preserved in several abridged versions ( J. Bompaire, Hellenika 13 [1954] 71–110) and in Georgian and Arabic translations (J. Nasrallah, AB 90 [1972] 387–89). The monastery produced Symeon tokens (see Pilgrim Tokens ), clay and lead images of Symeon, which were popular with pilgrims until the 12th C. ( J. Lafontaine-Dosogne, Byzantion 51 [1981] 631). Images of the younger Symeon the Stylite closely echo that of the Elder, so that it is often difficult to distinguish between the two when there is no identifying caption. ed. P. van den Ven, Les écrits de s. Syméon Stylite le Jeune avec trois sermon sinédits, Muséon 70 (1957) 1–57.

Sources. La Vie ancienne de s. Syméon Stylite le Jeune, ed. P. van den Ven, 2 vols. (Brussels 1962–70). BHG 1689–1691c. A.-J. Festugière, Types épidauriennes de miracles dans la vie de Syméon Stylite le Jeune, JHS 93 (1973) 70–73. S. Šestakov, Žitie Simeona Divnogorca v ego pervičnoj redakcii, VizVrem 15 (1908) 332–56. C. Squarr, K.G. Kaster, LCI 8:364–67. W. Volbach, Zur Ikonographie des Styliten Symeon des Jüngeren, RQ 30 (1966) 293–99. J. Lafontaine-Dosogne, Itinéraires archéologiques dans la région d'Antioche (Brussels 1967). Eadem, L'influence du culte de Saint Syméon stylite le Jeune sur les monuments et les représentations figurées de Géorgie, Byzantion 41 (1971) 183–96.

  • Alexander Kazhdan, Nancy Patterson Ševčenko. "Symeon the Stylite the Younger." The Oxford Dictionary of Byzantium. Ed. Alexander P. Kazhdan. © 1991, 2005 by Oxford University Press, Inc. The Oxford Dictionary of Byzantium (e-reference edition). Oxford University Press. Yale University. 16 February 2012

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3166
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О датах и арифметике.
21.08.2017 20:25:46 в ответ на "Re: О датах и арифметике." (Олексій Тре)

> > Но ее не получается совместить с сообщением Евагрия о своем личном присутствии при кончине преподобного, а затем о личном докладе об этом Григорию I (+ 593).
> В том то и дело, что лично не присутствовал:
> :"В это время преподобный Симеон разболелся к смерти, – и Григорий, когда я известил его о том, побежал к нему, чтобы отдать ему последний долг, однако не поспел [...]

Из цитаты видно, что Григорий не присутствовал, а, согласно Попову, "Евагрий Схоластик присутствовал при кончине прп. Симеона". Не знаю, откуда следует это утверждение, возможно из каких-то других источников, помимо "Церковной истории". Так или иначе, но, по свидетельству современника тех событий, прп. Симеон умер раньше Григория, кончина которого датирована 593 годом. Мне видится это свидетельство более весомым, нежели арифметические подсчеты исходя из названных лет подвижничества. Но остальные версии, конечно, стоит также изложить, с указанием источников. Буду благодарен, если возьмете это дополнение на себя. Очевидно, Вы лучше ориентируетесь в материале.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 981
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О датах и арифметике.
21.08.2017 23:14:47 в ответ на "Re: О датах и арифметике." (Александр Иванов)

> согласно Попову, "Евагрий Схоластик присутствовал при кончине прп. Симеона". Не знаю, откуда следует это утверждение, возможно из каких-то других источников, помимо "Церковной истории".

В каких это других? Иоанна Эфесского (ум. 589, если верить Михаилу Сирийцу) уже не было в живых. Удальцова отсылает к Пигулевской, говоря: "В византийской церковной литературе более позднего времени труд Евагрия упоминают Фотий, патриарх Никифор, анонимный автор Жития Симеона Младшего и Никифор Каллист" [1]

> Так или иначе, но, по свидетельству современника тех событий, прп. Симеон умер раньше Григория, кончина которого датирована 593 годом.

Год смерти патр. Григория есть только у Евагрия - это 12-й год царствования имп. Маврикия. У Луховицкого своя калькуляция (+594) [2] Согласно Евагрию, префект узнал, что столпник при смерти и доложил об этом патриарху, а тот не успел (о самой смерти Симеона у Евагрия информация размыта) ...

Что-бы показать диапазон (проблемность, не все согласны с Кажданом, им. в виду, http://drevo-info.ru/forum/11984.html) датировок, для примера, сошлюсь на статью профессора истории Peter Hatlie [3], “Symeon the Stylite the Younger,” in Encyclopedia of Ancient History,13 vols. (Wiley-Blackwell: London, 2010), http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781444338386.wbe...act

Abstract. Symeon the Stylite the Younger (521–598 ce) was a renowned, influential “pillar dweller” (stylítes) in the tradition of his yet more famous namesake, Symeon the Stylite the Elder.

> Но остальные версии, конечно, стоит также изложить, с указанием источников.

Для начала, неплохо бы отжать воду и что-нибудь наскрести по сусекам. А, там посмотрим.



[1]  Удальцова З.В., К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия // Византийский временник. М., 1969. Т. 30, http://www.vremennik.biz/opus/BB/30/52081

[2]   Православная Энциклопедия // Т. 12, С. 606-607, http://www.pravenc.ru/text/166715.html

[3]  Dr. Peter Hatlie. Degrees and Education: May 1993: Ph.D., Byzantine and Medieval History, Department of History, Fordham. University. Mentors: Professor Rev. John Meyendorff (†) and Professor Maryanne Kowaleski, http://www.udallasclassics.org/hatlie.html

Ответить