Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ИИСУС ХРИСТОС"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Правка по "Катехису" свт. Филарета
18.08.2017 19:01:05

С праздником Преображения Господня!

Давным давно хотелось, чтобы статья о Спасителе стала чуть более похожа на то, чем она должна быть. Бог дал немного времени и я позволил себе сделать правку на основании "Катехизиса" свт. Филарета и маленькой статьи из "Азбуки веры". Не судите строго - никакой претензии на "полноту" с моей стороны нет. Боюсь что меня могло не хватить даже на адекватный русский язык. Так что очень прошу отзывов и правок.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
18.08.2017 20:40:48 в ответ на "Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Харин, Илья Николаевич)

Спаси Господи за проделанную работу! Бегло прочёл - и ни разу рука не зачесалась что-то поправить.

Только в одном месте - где объясняется слово "Помазанник" я бы употребил другое слово вместо "присваивалось". Присваивают(ся) звания - как бы извне. А есть такое церковно слово "усваиваться". Вот оно здесь в самый раз: название "помазанник" издревле усваивалось (таким-то людям). Это не ошибка, это момент вкусовой, поэтому сам не стал править. Если согласитесь - хорошо, нет - ничего страшного.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
18.08.2017 21:46:18 в ответ на "Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Харин, Илья Николаевич)

> Давным давно хотелось, чтобы статья о Спасителе стала чуть более похожа на то, чем она должна быть. Бог дал немного времени и я позволил себе сделать правку на основании "Катехизиса" свт. Филарета и маленькой статьи из "Азбуки веры". Не судите строго - никакой претензии на "полноту" с моей стороны нет. Боюсь что меня могло не хватить даже на адекватный русский язык. Так что очень прошу отзывов и правок.

Большое спасибо! По-моему, получилось очень хорошо, за прежний вариант статьи было стыдно... Конечно, она еще не полная, но уже вполне информативная, будем ее потихоньку шлифовать и дополнять.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
19.08.2017 15:16:35 в ответ на "Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета" (д. Александр Васильев)

> есть такое церковно слово "усваиваться". Вот оно здесь в самый раз: название "помазанник" издревле усваивалось (таким-то людям).

Благодарствуйте! Исправил.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
19.08.2017 16:19:14 в ответ на "Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Александр Иванов)

> Конечно, она еще не полная, но уже вполне информативная, будем ее потихоньку шлифовать и дополнять.

Благодарю за правку и отзыв! Да, хочется ещё много чего добавить - даже "Катехизис" ещё не исчерпан как источник...

По поводу ссылки на "наименования Иисуса Христа" - хотел бы сделать такую статью. Возможно корявое название, но т.к. не все наименования являются "именами", мне это показалось подходящей версией названия.

О ст. "Богоявление" - подавляющее большинство ссылок, если не все, указывают на праздник. Я бы предложил:

  1. информацию об истории праздника перенести в ст. "Крещение Господне"
  2. ст. "Богоявление" сделать перенаправлением на ст. "Крещение Господне"
  3. ст. о явлениях Божества - которую я хотел бы дополнить - назвать "Теофания"

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
19.08.2017 19:29:31 в ответ на "Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Харин, Илья Николаевич)

> > Конечно, она еще не полная, но уже вполне информативная, будем ее потихоньку шлифовать и дополнять.
> Благодарю за правку и отзыв! Да, хочется ещё много чего добавить - даже "Катехизис" ещё не исчерпан как источник...

Да, только бы не удариться слишком в схоластику...

> По поводу ссылки на "наименования Иисуса Христа" - хотел бы сделать такую статью. Возможно корявое название, но т.к. не все наименования являются "именами", мне это показалось подходящей версией названия.

Вроде имена уже описаны в самой статье, зачем множить сущности? Как пользователь, при поиске наименований Спасителя я бы не догадался искать статью "Наименования...", а открыл бы статью "Иисус Христос".

> О ст. "Богоявление" - подавляющее большинство ссылок, если не все, указывают на праздник. Я бы предложил:
> # информацию об истории праздника перенести в ст. "Крещение Господне"
> # ст. "Богоявление" сделать перенаправлением на ст. "Крещение Господне"
> # ст. о явлениях Божества - которую я хотел бы дополнить - назвать "Теофания"

У нас уже есть статья "Богоявление Господне", которая является перенаправлением на "Крещение Господне". А статья "Богоявление" - более общего плана, в ней и можно описать, что Вы хотите. Мне не очень нравится вариант "Теофания". Мне кажется, он не принят в православной русской литературе. Или я ошибаюсь?

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
20.08.2017 11:22:42 в ответ на "Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Александр Иванов)

> Вроде имена уже описаны в самой статье, зачем множить сущности? Как пользователь, при поиске наименований Спасителя я бы не догадался искать статью "Наименования...", а открыл бы статью "Иисус Христос".

Натолкнул меня на мысль о такой статье вот этот краткий трактат: http://www.pravoslavie.ru/105295.html. Вообще, в Священном Писании наименований Христа точно свыше ста, а то и больше двухсот - как считать. Так или иначе, думаю их слишком много чтобы размещать все в статье о Христе. Поэтому я оставил там только основные, а для остальных задумал отдельную статью. Речь идёт о статье-списке с краткими объяснениями о смысле и причинах каждого наименования. Наиболее важные и богословски нагруженные будут рассмотрены в отдельных статьях (пример: ст. Агнец Божий).

> У нас уже есть статья "Богоявление Господне", которая является перенаправлением на "Крещение Господне". А статья "Богоявление" - более общего плана, в ней и можно описать, что Вы хотите. Мне не очень нравится вариант "Теофания". Мне кажется, он не принят в православной русской литературе.

Да, слово "теофания" выдаёт свою чужеродность частичкой "тео-" вместо привычного "фео-" или коренного "Бого-". О распространённости судить не возьмусь. В принципе, всё бы хорошо, но уж очень много статей энциклопедии ссылаются на Богоявление как на праздник. Если принять новый подход, нужно стараться впредь при ссылке на праздник указывать "Богоявление Господне" или "Крещение Господне", а старые редакции по ходу дела править.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
20.08.2017 11:49:44 в ответ на "Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Харин, Илья Николаевич)

> > Вроде имена уже описаны в самой статье, зачем множить сущности? Как пользователь, при поиске наименований Спасителя я бы не догадался искать статью "Наименования...", а открыл бы статью "Иисус Христос".
> Натолкнул меня на мысль о такой статье вот этот краткий трактат: http://www.pravoslavie.ru/105295.html. Вообще, в Священном Писании наименований Христа точно свыше ста, а то и больше двухсот - как считать. Так или иначе, думаю их слишком много чтобы размещать все в статье о Христе. Поэтому я оставил там только основные, а для остальных задумал отдельную статью. Речь идёт о статье-списке с краткими объяснениями о смысле и причинах каждого наименования. Наиболее важные и богословски нагруженные будут рассмотрены в отдельных статьях (пример: ст. Агнец Божий).

Тут вот какое дело, указанная Вами статья - это проповедь. В ней такое перечисление уместно, поскольку каждое смысловое значение именования Господа органически вплетено в призыв к христианину. На мой взгляд, если мы попытаемся на основе этого и подобных текстов прибегнуть к энциклопедической систематизации, то рискуем получить схоластический текст в худшем смысле этого слова, это все равно что препарировать поэзию... Богословски важные именования, вроде Ангца, достойны отдельных статей. Остальные вполне понятны на своих местах в священных текстах, стоит ли составлять особый список? С какой целью?

> В принципе, всё бы хорошо, но уж очень много статей энциклопедии ссылаются на Богоявление как на праздник.

Всего лишь 80 статей, легко поправимо.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета
20.08.2017 13:00:27 в ответ на "Re: Правка по "Катехису" свт. Филарета" (Александр Иванов)

> Богословски важные именования, вроде Ангца, достойны отдельных статей. Остальные вполне понятны на своих местах в священных текстах, стоит ли составлять особый список? С какой целью?

Вам виднее. Может я слишком свыкся со схоластикой.

> Всего лишь 80 статей, легко поправимо.

;)

Ответить