Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ДАНИИЛ СКИТСКИЙ, СТАРШИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
О части информации в статье - возможно, она касается МЛАДШЕГО.
16.05.2017 13:50:35

Речь идёт о многократном покаянии Даниила в грехе убийства разбойника. Вослед за Филаретом Черниговским, я поместил этот рассказ сюда. Однако у греков http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3650/sxsaintinfo.aspx в житии подробно расшифрованы конкретные патриархи, которых посещал Даниил, с годами:

> Τὸ γεγονὸς αὐτὸ αἰσθάνθηκε ὡς βαρύτατο ἁμάρτημα, γι’ αὐτὸ ἦλθε καὶ ἐξομολογήθηκε αὐτὸ πρῶτα μὲν στὸν Πατριάρχη Ἀλεξανδρείας Τιμόθεο Γ’ (520 – 536 μ.Χ.), ἀκολούθως δὲ στοὺς Πατριάρχες Κωνσταντινουπόλεως Ἐπιφάνιο (520 – 535 μ.Χ.), Ἀντιοχείας Εὐφράσιο (521 – 526 μ.Χ.) καὶ Ἱεροσολύμων Ἰωάννη Γ’ (516 – 524 μ.Χ.), ὡς καὶ στὸν Ἐπίσκοπο Ρώμης Ὀρμίσδα (514 – 523 μ.Χ.).

То есть: Тимофей III Александрийский (520-536), Епифаний Константинопольский (520-535), Евфрасий Антиохийский (521-526), Иоанн III Иерусалимский (516-524), Гормизд Римский (514-523). И что с этим делать?

У Макария Симонопетрского эта история также соотнесена с Даниилом Младшим! Как и связи с Анастасией Патрикией, Евлогием Странноприимцем, свв. Андроником и Афанасией, Марком Александрийским, св. Фомаидой, монахиней, притворявшейся пьяницей. Всё это - о младшем.

О старшем у Макария буквально следующее (цитирую):

"Был учеником св. Арсения Великого и сам стал наставником многих монахов. Когда в 407 г. варварское племя мазиков напало на Скит, братия предложили ему бежать вместе с ними. Авва Даниил ответил: "Если Бог не позаботится обо мне, зачем мне жить?" Оставшись незамеченным войсками варваров, он подумал: "Вот Бог и позаботился о тебе. Теперь и ты поступи так, как свойственно человеку, и беги с [думаю, правильнее было бы перевести не "с", а "следом за". - А. В.] отцами". И ещё он говорил: "Тело процветает в той мере, в которой ослабевает душа, а душа процветает тогда, когда ослабевает тело". Прожив 40 лет в пустыне, он мирно преставился ок. 420 г." (Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 501-502).

Пожалуй, я не стану на данном этапе править эти статьи. Не нахожу в себе достаточного хладнокровия. (Отчасти это связано с внешними обстоятельствами жизни и цейтнотом.) Поэтому прошу или Олексія, или Александра Иванова воспользоваться сообщённой мною информацией и цитатой для дальнейшей работы над статьями.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О части информации в статье - возможно, она касается младшего
18.05.2017 00:54:33 в ответ на "О части информации в статье - возможно, она касается МЛАДШЕГО." (д. Александр Васильев)

> Речь идёт о многократном покаянии Даниила в грехе убийства разбойника. (..) У Макария Симонопетрского эта история также соотнесена с Даниилом Младшим! Как и связи с Анастасией Патрикией, Евлогием Странноприимцем, свв. Андроником и Афанасией, Марком Александрийским, св. Фомаидой, монахиней, притворявшейся пьяницей. Всё это - о младшем.

Собственно, да. См. http://drevo-info.ru/forum/11669.html В статье о Данииле (младшем) эта информация отражена.

> О старшем у Макария буквально следующее (цитирую):
> "Был учеником св. Арсения Великого и сам стал наставником многих монахов. Когда в 407 г. варварское племя мазиков напало на Скит, братия предложили ему бежать вместе с ними. Авва Даниил ответил: "Если Бог не позаботится обо мне, зачем мне жить?" Оставшись незамеченным войсками варваров, он подумал: "Вот Бог и позаботился о тебе. Теперь и ты поступи так, как свойственно человеку, и беги с [думаю, правильнее было бы перевести не "с", а "следом за". - А. В.] отцами". И ещё он говорил: "Тело процветает в той мере, в которой ослабевает душа, а душа процветает тогда, когда ослабевает тело". Прожив 40 лет в пустыне, он мирно преставился ок. 420 г." (Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 501-502).

Еще раз повторюсь (см.http://drevo-info.ru/forum/11672.html). Об ученике св. Арсения почти ничего неизвестно. Если это Даниил Фаранский, автор ряда изречений (апофтегм [1]) о св. Арсение Великом [2], то тогда он пережил своего учителя:

"Авва Даниил сказывал: «Авва Арсений, приближаясь к смерти, завещал нам: “Не заботьтесь делать по мне вечери любви. Ибо если я приготовил для себя сию вечерю, то найду ее”. Когда приблизилась кончина его, ученики его пришли в смятение. А он говорит им: “Еще не настал час; когда же настанет, скажу вам; но я буду судиться с вами на Страшном Суде, если вы отдадите кому-либо останки мои”. Они сказали: “Что же нам делать? Мы не знаем, как похоронить тебя”. Старец отвечал им: “Ужели не знаете, как привязать к ноге моей веревку и тащить меня на гору”. Он оставил мне кожаный хитон свой, белую жесткую власяницу и пальмовые сандалии»."

Что касается фразы

> И ещё он говорил: "Тело процветает в той мере, в которой ослабевает душа, а душа процветает тогда, когда ослабевает тело"
, то это действительно из изречений Даниила Фаранского, в др. переводе: "Авва Даниил говаривал, что по той мере, как тучнеет тело, истощается душа, и, напротив, по мере истощения тела, укрепляется душа."

Возможно, отец Макарий из Симонопетра не критически отнесся к житию, составленном не знаю, допустим между 16 и 19 вв., в котором привязали часть рассказов из сборника об авве Данииле к ученику Арсения Великого, и как "старательный библиотекарь", просто попытался не исключать из памяти за 7 июня те потуги, на которые опирался архиеп. Филарет Гумилевский.

Скорее всего, после берберского погрома 407 года Скит оставил не ученик Арсения Великого, а др. Даниил - брат и наставник Иоанна Колова. Этот Даниил не вернулся в Скит и умер на берегу Красного Моря. Для справки: Преп. Иоанн Колов (ок. 339-409) оставался игуменом до первого разорения Скита кочевниками в 407 году [3]. Заметим, что св. Арсений, по данным Феодора Студита, был младшим учеником Иоанна Колова. Ученик св. Арсения Даниил скорее всего не застал Иоанна Колова в живых. Разорения Скита кочевниками были в 407, 434 и 444 годах, и позже, в том числе в начале 570-х гг.

Т.е., если, история о разорении Скита относится к ученику св. Арсения Великого, то это событие могло иметь место не в 407, а в 434 или 444 году.

Модераторам: Еще раз возвращаясь к вопросу о 7 июне, см. http://drevo-info.ru/forum/5371.html и теперь к вопросу о статьях, где есть ссылка на Даниила (старшего) и дату (+ после 420) - может не стоит указывать эту дату? Она ведет к др. Даниилу. Это с учетом того, что скорее всего ученик пережил своего учителя.



[1]  Apophthegmata Patrum // ПЭ, т. 3, с. 140-142, http://www.pravenc.ru/text/75770.html

[2]  Арсений Великий // ПЭ, т. 3, с. 426-427,http://www.pravenc.ru/text/76280.html

[3]  Иоанн Колов // ПЭ, т. 24, с. 351-352, http://www.pravenc.ru/text/471308.html

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: О части информации в статье - возможно, она касается младшего
18.05.2017 06:49:15 в ответ на "Re: О части информации в статье - возможно, она касается младшего" (Олексій Тре)

> Модераторам: Еще раз возвращаясь к вопросу о 7 июне, см. http://drevo-info.ru/forum/5371.html и теперь к вопросу о статьях, где есть ссылка на Даниила (старшего) и дату (+ после 420) - может не стоит указывать эту дату? Она ведет к др. Даниилу. Это с учетом того, что скорее всего ученик пережил своего учителя.

На Даниила Старшего теперь ссылается только календарная статья 7 июня, да перенаправлялки. Если 420-м годом датируется последнее упоминание о нем, то ремарка "(+ после 420)" выглядит вполне корректно. Будьте, пожалуйста, конкретнее, предложите свой вариант.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: О части информации в статье - возможно, она касается младшего
18.05.2017 09:48:29 в ответ на "Re: О части информации в статье - возможно, она касается младшего" (Александр Иванов)

Александр Юрьевич, ещё раз обращаю Ваше внимание: сейчас в статьях о Старшем и Младшем упоминаются одни и те же житийные факты - в частности, история покаяния за убийство. Может, всё-таки из статьи о Старшем это убрать? (Гляньте, где лучше изложено, где корректнее ссылки, и этот вариант поместите/оставьте в статье о Младшем, а из другой удалите.)

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: или "ученик" или "после 420"
18.05.2017 14:42:29 в ответ на "Re: О части информации в статье - возможно, она касается младшего" (Александр Иванов)

> Будьте, пожалуйста, конкретнее, предложите свой вариант.

Для начала хотелось бы знать, что Вы поняли из того что я ранее нацарапал. Хорошо, зайдем с др. стороны.

> Если 420-м годом датируется последнее упоминание о нем, то ремарка "(+ после 420)" выглядит вполне корректно

Кем датируется? У о. Макария Симонопетрского, в оригинале: "Après avoir vécu quarante ans au désert de Scété, il s’endormit en paix vers 420." Т.е. в Скит он поступил не позже 380 года = 420 - 40, и умер "в", "к", "до", "около", ну пусть "вскоре (год-два) после" 420 года. Тогда он не мог быть учеником св. Арсения Великого, св. Арсений (+449) пришел в Скит ок. 394 года. Во-первых, ученик Арсения Великого пережил своего учителя и оставил о нем несколько изречений (апофтегм). Во-вторых, история о разорении Скита в 407 году относится скорее к старшему брату Иоанна Колова, чем к Даниилу Фаранскому. Сейчас в статье Даниилом Старшим назван ученик Арсения Великого. Вот и решайте сами, что конкретнее с этим делать (точка).

> На Даниила Старшего теперь ссылается только календарная статья 7 июня, да перенаправлялки.

Например, см. статью Даниил Скитский, в которой на 18 мая 2017 сказано: Даниил Скитский, старший (+ после 420), ученик Арсения Великого . Дилемма - или "ученик" или "после 420", или попробуйте примирить эти два тезиса.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: или "ученик" или "после 420"
18.05.2017 20:58:05 в ответ на "Re: или "ученик" или "после 420"" (Олексій Тре)

> Например, см. статью Даниил Скитский, в которой на 18 мая 2017 сказано: Даниил Скитский, старший (+ после 420), ученик Арсения Великого . Дилемма - или "ученик" или "после 420", или попробуйте примирить эти два тезиса.

Попробовал. Замечания, уточнения и дополнения принимаются с благодарностью.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: или "ученик" или "после 420"
18.05.2017 22:28:31 в ответ на "Re: или "ученик" или "после 420"" (Александр Иванов)

> Попробовал. Замечания, уточнения и дополнения принимаются с благодарностью.
Вопрос о. Александру Васильеву: не скажите, что у о. Макария из Симонапетра в русском переводе написано в сносках?

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: или "ученик" или "после 420"
18.05.2017 22:48:05 в ответ на "Re: или "ученик" или "после 420"" (Олексій Тре)

Том V, с. 501. Заголовок:

> Память преподобного Даниила Скитского (3)

Сноска (3):

> Несмотря на то что он был прославленным святым, его имя отсутствует в византийских Синаксарях. Прп. Даниил упоминается только в славянских сборниках.

Возвращаемся выше, к началу текста:

> Под этим именем прославились два святых. Первый был учеником св. Арсения Великого...

(и далее по тексту до конца 1 абзаца, я уже цитировал его весь в др. ветке).

Начало 2 абзаца:

> Второй авва Даниил жил в VI в. в Египте. Ещё в детстве он стал монахом в Скиту. Во время набега варвары взяли его в плен и держали два года.

(Дальше - рассказ о трёх пленах, убийстве, покаянии всем патриархам, возвращение в Скит и ухаживание за прокажённым в своей кельк во искупление.) Потом (начало 4 абзаца):

> Авва Даниил так прославился добродетелями, что был назван отцом скитского монашества и почитался во всем Египте как новый Авраам и странноприимец Христов.

Далее - упоминания об Анастасии Патрикии, Евлогии Странноприимце, Андронике и Афанасии, Марке Александрийском, Фомаиде и "пьяной" (притворно) монахине. После конца - сноска:

> Все эти истории собраны в известном сборнике, названном "Рассказы аввы Даниила Скитского".

Всё.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 40 лет в общежитии, а затем ушёл в пустыню
19.05.2017 09:14:00 в ответ на "Re: или "ученик" или "после 420"" (д. Александр Васильев)

> > Под этим именем прославились два святых. Первый был учеником св. Арсения Великого...
> (и далее по тексту до конца 1 абзаца, я уже цитировал его весь в др. ветке).

Я бы о старшем убрал "40 лет преподобный жил в общежитии, а затем ушёл в пустыню, где подвизался в отшельничестве до своего упокоения" - дублирует текст о младшем. Или сделал о этом дубле ремарку.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: 40 лет в общежитии, а затем ушёл в пустыню
19.05.2017 09:21:01 в ответ на "Re: 40 лет в общежитии, а затем ушёл в пустыню" (Олексій Тре)

> Я бы о старшем убрал "40 лет преподобный жил в общежитии, а затем ушёл в пустыню, где подвизался в отшельничестве до своего упокоения" - дублирует текст о младшем. Или сделал о этом дубле ремарку.

Я бы просто убрал. :)

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 40 лет в общежитии, а затем ушёл в пустыню
19.05.2017 09:22:29 в ответ на "Re: 40 лет в общежитии, а затем ушёл в пустыню" (д. Александр Васильев)

> > Я бы о старшем убрал "40 лет преподобный жил в общежитии, а затем ушёл в пустыню, где подвизался в отшельничестве до своего упокоения" - дублирует текст о младшем. Или сделал о этом дубле ремарку.
> Я бы просто убрал. :)

Убрал )

Ответить