Обсуждение статьи "АЗОВСКАЯ ЕПАРХИЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1063
Дата регистрации: 03.04.2013
1701 vs 1700
04.04.2017 01:02:23

Азовская епархія была учреждена въ. 1701. Первым митрополитом Азова в июле 1701 года стал Парфений Небоза. На азовскую кафедру он был поставлен, после длительной переписки Петра I с Патриархом Иерусалимским Досифеем. Это официальные данные.

Дальше, см. Кирсанов Е. И. Православный Тихий Дон. М.: Держава, 1997, с. 15 -16, 199 – 200, http://books.google.com/books?id=alMRAQAAIAAJ

1) с. 15 -16:

После признания Москвой значения Дона для защиты и укрепления южных рубежей страны, а так же установления выплаты жалования казакам «за их раны и кровь», отношение казачества к патриаршей власти стало заметно улучшаться. Этому способствовали не только участившиеся поездки «зимовых» и «легких» казачьих станиц в Москву за жалованием, но и встречи казаков с церковной властью и не только через Посольский приказ (в ведении которого находились донские казаки), но и непосредственно в патриархии. Правда эти отношения носили более административный, нежели духовный характер, так как Патриарх в основном давал разрешение на строительство часовен, церквей и монастырей на Дону, рукополагал донских священников и т.д. Но в те времена «казачий круг сам имел право принимать приходивших на Дон священников без ведома патриарха» (там же, стр. 16). Так в 1694 году св. Митрофан Воронежский затруднялся, например, венчать донских казаков и давать им венечные грамоты («памяти» — Е.К.), поселившимся в Воронеже, так как знал, что они находятся в ведении московского патриарха (см. Снесарев Н., «Донская епархия», вып. 1., стр. 8-9, Дружинин В. Г., «Раскол на Дону в конце XVII века», С.-Петербург 1889 г., стр. 46).

Поскольку донские казаки находились на значительном расстоянии от своего духовного управителя, то московские патриархи поручали присмотр за донцами ближайшим к ним епископам. Есть, например, грамота Патриарха Адриана («Архиепископа Московскаго и всея России и всех северных стран патриарха» - полный титул — Е.К.) Епископу Тамбовскому Игнатию о том, что через него передается разрешение и и благословение на строительство старцем Капитоном Троицкой церкви в Мигулинском монастыре. Причем здесь впервые Патриарх Адриан подробно описывает какой она должна быть («олтарь круглый, царския двери, были б посреди, поставить образ Спаса, образ Пресвятыя Богородицы»). Антиминс выдать и освятить Троицкую церковь поручалось Епископу Игнатию (см. Снесарев Н., «Донская епархия», вып. 1., стр. 10).

Казалось бы, что с географической точки зрения, такое поручение больше подошло бы Воронежскому архиерею, но здесь не следует забывать о том, что Воронежская епархия была учреждена всего несколько лет тому назад (1682 г.) 27 ноября 1681 г. «велено быть на Воронеже епископу, а во удовольствование даны ему Боршов да Успенский, да Алексеевский монастыри, а за ними 200 дворов». Позднее, по царскому указу от 2 апреля 1682 года к вновь учрежденной Воронежской епархии были отделены от Рязанской епархии города: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Коротоярск, Усмань, Урыв, Сокольский острожок и т.д. В тот же день был хиротонисан на Воронежскую епархию первым Епископом игумен Митрофан. Новоучрежденная епархия начала обретать духовную силу благодаря неутомимым трудам первосвятителя воронежской земли Епископа Митрофана, но она не могла еще «окормлять» донских казаков (хотя и стояла к ним ближе, чем Тамбовская епархия) в силу своей неустроенности.

16 октября 1700 года скончался Патриарх Адриан. Возвратившийся через 2 месяца (16 декабря 1700 года) из под Нарвы в Москву Петр I не только не избирает нового патриарха, но со временем повелевает ликвидировать Патриарший приказ, а дела его распределить между другими ведомствами. Духовные дела предписывалось передать Митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану, который до учреждения Святейшего Синода (25 января 1721 г.) именовался «экзархом святейшего патриаршего престола», блюстителем и администратором. Естественно, что к нему попали и все духовные дела в отношении донских казаков. Поэтому с 1701 по 1718 г. церковные дела на Дону управлял Митрополит Стефан. Но на этот же период приходится и попытка создания самостоятельной Азовской епархии в связи с тем, что несколько лет назад был взят турецкий город Азов (1696 г.). Вскоре после взятия Петром I Азова там был открыт Азовский Предтечев монастырь, в который в 1698 году был назначен настоятелем архимандрит Иоасаф. В 1700 году ему было «велено в Азове и по Дону, в донских казачьих городках всякие духовные дела ведать и в церковном благолепии надсматривать и между священниками во всяких их ссорах чинить расправление». («Воронежская старина», вып. 7. стр. 76). В следующем 1701 году вышел царский указ, которым предписывалось образовать новую Азовскую епархию и подчинить ей «все донские городки со всем казацким населением». («Воронежская старина», вып. 3., стр. 359). Но назначенный на вновь учрежденную епархию 21 июня 1701 г. Митрополит Парфений так в Азове и не появился и фактически распоряжался всеми делами Азовской епархии настоятель Азовского Предтечева монастыря Иоасаф. Но несмотря на царский указ (который не был подкреплен соответствующими организационными мерами со стороны церковной власти — Е.К.), на большие пожертвования Петром I Азовскому монастырю и т.д. Азовская епархия как церковно-административная единица так и не состоялась, причин тому немало, среди них можно назвать то, что со смертью Патриарха Адриана в 1700 году на его место не был избрана новый патриарх, поэтому Азовская епархия в 1701 году открывалась только царским указом. Петр I не принял в расчет и то, что донское казачество сугубо по-своему понимает взаимоотношения с церковной властью, что в этом вопросе сложились определенные исторические традиции, во многом отличные от всех других регионов страны. Он возможно и не предполагал, что донское казачество выступит против его инициативы по созданию Азовской епархии. А оно выступило и практически саботировало новое епархиальное начальство. Нежизнеспособная Азовская епархия (произвольно созданная, без официального архиерея и т.д.) вскоре прекратила свое существование, внешней причиной для чего послужил неудачный Прутский поход Петра I в 1711 году и возвращение в связи с этим Азова Турции.

Донские казаки продолжали поддерживать церковные связи с Преосвященным Стефаном, Митрополитом Рязанским и Муромским. Так известна его грамота на Дон от 29 октября 1712 года на имя строителя донского Кременского мужского монастыря иеромонаха Никанора. В ней Преосвященный Стефан благословляет донских монахов на строительство монастырской церкви «во имя Вознесения Господня», поручает иеромонаху Иосифу освятить ее по «новоисправленному» обряду, «Донские Епархиальные Ведомости», 1875 г., No 17, стр. 560 — 561). Интересно то, что в этой грамоте изложен весь порядок ведения дел о построении новых церквей на Дону, что еще раз свидетельствует о том, что христианская жизнь во многом еще только обустраивалась и организовывалась на Дону. С другой стороны можно предположить, что в духовных делах донские казаки продолжают пользоваться большой самостоятельностью. Это еще было время, когда решения Войскового круга могли перечеркнуть все усилия архипастыря, а решения станичного круга - деятельность приходского священника.

2) c. 199 - 200:

Петр I взял у турок город Азов, прорубив таким образом «окно» в Азовское море. Взятие Азова сыграло свою роль и в жизни православия на Дону. Взяв Азов, казаки обнаружили в нем образ Иоанна Предтечи, что свидетельствовало о наличии христианской (греческой) церкви в захваченном турми (мусульманами) городе. Обретя этот образ казаки содействовали создаваемому по указанию Петра I Предтеченскому монастырю. Примерно в это же время на Дону появляется еще один монастырь под названием Донецкий Успения Божией Матери монастырь, который решением правительства в 1702 году был приписан к Азовскому Предтечеву монастырю. Настоятелем вновь открытого Азовского монастыря в феврале 1698 года стал архимандрит Иаосаф. Но после неудачного Прутского похода Петра I в 1711 году Россия вынуждена была возвратить Азов туркам. В связи с этим Азовский Предтечий монастырь перестал существовать, а архимандрит Иоасаф перешел настоятелем в приписной Донецкий монастырь. «Этот энергичный и самостоятельный архимандрит настоятельствовал в монастыре (имеется в виду и в Азовском и Донецком — Е.К.) около 40 лет, переживши много перемен и испытавши много невзгод вместе с братией монастыря». ( «Воронежская старина», вып. 7, стр. 77). Другим примечательным событием тех лет стала попытка образования в 1701 году в Азове новой самостоятельной Азовской епархии, к которой указом приписывались «все донские городки со всем казацким населением». («Воронежская старина», вып. 3, стр. 359). Местом жительства Азовскому архиерею митрополиту Парфению, назначенному в Азов 21 июня 1701 года, был определен Азовский Предтечий монастырь. Таким образом Азовский монастырь сделался архиерейским домом. Но митрополит Парфений так в Азове и не появился, а позднее он был переведен на другую епархию. Фактически управлял всем архимандрит Иоасаф, которому еще в 1700 году было «велено в Азове и по Дону, в донских городках всякие духовные дела ведать и в церковной благолепии надсматривать и между священниками во всяких их ссорах чинить расправление». («Воронежская старина», вып. 1 , стр. 76.).

Но несмотря на это, а также на создание самостоятельной епархии для донских казаков, на то, что Петр I «жаловал» Азовский и Донецкий монастыри, казаки настороженно относились к попыткам царя навязать им новый духовный центр. Поэтому, когда Петр I пожаловал очередным указом (от 13 марта 1700 г.) остров «промеж рек Каланчи и Кутермы под сенные покосы» и реку Кутерму для «рыбной и звериной ловли» Азовскому монастырю, то донские казаки в лице своего атамана Фрола Минаева просили царя «не учинять обиды казакам» отпиской Кутермы в монастырь.

В этом же году Петр I разрешает Азовскому монастырю получать государственное жалованье в размере по 30 руб. в год на каждого монаха, а также по 25 четвертей хлеба. К тому же Петр I разрешил Азовскому монастырю построить часовню для сбора средств на Каменном мосту в Москве, а патриарх Адриан указал не взимать с него пошлины.

После ликвидации Азовского монастыря Петр I переключил свое внимание на Донецкий Успенский монастырь. 15 апреля 1712 года он пожаловал ему «пустовой Донецкий юрт, который не использовался со времени разгрома восстания Булавина (1709 г.). Вся земля вниз по Дону, сенные покосы, рыбные ловли и все угодья репрессированных Петром I казаков Донецкой станицы (за участие в восстании Булавина) были отданы архимандриту Иоасафу и братии монастыря (см. Акты Лишина, т. 2, ч. 1, No 15, стр. 20). Поскольку казаки после поражения восстания подверглись жестоким репрессиям и вынуждены были верноподданически просить у Петра I снисхождения, то, естественно, что вслед за царем они также старались угодить Донецкому монастырю. Поэтому 9 февраля 1714 года войсковой атаман Петр Емельянов посылает Донецкому монастырю «поступную» на мельницу на речке Песковатке. Но этот дар не послужил делу укрепления дружбы донских казаков с Донецким монастырем.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1063
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 1701 vs 1700
05.04.2017 22:47:57 в ответ на "1701 vs 1700" (Олексій Тре)

> Эх раз, еще раз, еще много-много раз ... (может кому-н. пригодится):

  • В феврале 1698 года настоятелем вновь открытого Азовского монастыря стал игумен Иаосаф (с июля - декабря 1699 в чине архимандрита), которому в 1700 году было «велено в Азове и по Дону, в донских городках всякие духовные дела ведать и в церковной благолепии надсматривать и между священниками во всяких их ссорах чинить расправление».
  • 2 августа 1700 года иерусалимский патриарх Досифей пишет письмо к Петру I, в котором настоятельно просит о том, чтобы в Азове была открыта митрополитская кафедра [1]. Письмо какое-то время было в пути, его привез в Москву архимандрит Хрисанф (Время перелета Иерусалим - Москва 3 ч. 24 мин.).
  • 16 октября 1700 года скончался Патриарх Адриан.
  • 21 июня 1701 года указом Петра I была открыта Азовская митрополия. О чем в нач. сентября 1701 года Петр I сообщает в письме иерусалимскому патриарху Досифею [2].
  • В 1702 году иерусалимский патриарх уже советует царю, что бы тот "изъ Азова выслалъ оного Грека, многоразумнѣйши и умнѣйши сотвори, и да будетъ тамо митрополитъ Москвитянинъ природный, безлукавный и нелюбопытателный, и да имѣетъ Русяны, Греки и Сервы учители", с. 718 -719, http://dlib.rsl.ru/viewer/01004483758#?page=739. Назначенный на кафедру митрополит Парфений Небоза в Азов так и не приехал.



[1]  Каптерев Н. Ф., Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством : (1669-1707 г.), №6 Третья грамота п. Досифея ..., " Уповаемъ слышати и уже слышали, что въ Азовъ святое и богомудрое царство ваше повелѣлъ быти митрополиту, а ведется быти и епископомъ по городомъ, ..."см. Приложения, с. 30, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003548158#?page=394, http://www.sedmitza.ru/data/674/858/1234/184_231.pdf

[2]  № 394. Грамота к иерусалимскому патриарху Досифею, http://dlib.rsl.ru/viewer/01004483757#?page=532

Ответить