Обсуждение статьи "ШАФАРЕВИЧ ИГОРЬ РОСТИСЛАВОВИЧ"

Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3052
Дата регистрации: 17.01.2005
Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?
22.02.2017 14:32:15

Шафаревич не был историком, трудов на церковно-историческую тематику, насколько я понимаю, у него нет. Он лишь "прочёл курс лекций в Сретенском высшем православном монастырском училище". Не выходит ли биография математика и политика за рамки тематики энциклопедии?

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2064
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?
22.02.2017 23:40:38 в ответ на "Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?" (Александр Иванов)

> Шафаревич не был историком, трудов на церковно-историческую тематику, насколько я понимаю, у него нет. Он лишь "прочёл курс лекций в Сретенском высшем православном монастырском училище". Не выходит ли биография математика и политика за рамки тематики энциклопедии?

Решать Вам. Это был православный (к сожалению, лучшего термина нет, поэтому пользуюсь этим - ненавистным мне - словом) диссидент, который, в отличие от большинства диссидентов, желал, насколько можно понять, не развала, а укрепления своей родины. Однако заниматься доказательством значимости фигуры Шафаревича для России и русского Православия я не буду. Для моего поколения она несомненна; для Вашего может уже таковой и не быть, и в этом случае я ничего доказать не смогу.

Информация о его кончине знаменательно (для меня) появилась в тот же день, что и информация о кончине архим. Кирилла Павлова. Ни в коем случае не сравнивая их, замечу, что уходят последние значительные люди, связавшие эпоху СССР с нынешними "последними временами"...

На Ваше усмотрение.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3052
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?
23.02.2017 08:11:49 в ответ на "Re: Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?" (д. Александр Васильев)

> Однако заниматься доказательством значимости фигуры Шафаревича для России и русского Православия я не буду. Для моего поколения она несомненна; для Вашего может уже таковой и не быть, и в этом случае я ничего доказать не смогу.

Почему? Разве у наших поколений, разумею православных, не общие ценности? И разве не задача статьи православной энциклопедии попытаться показать именно значимость человека, его величину?

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2064
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?
23.02.2017 13:45:12 в ответ на "Re: Не выходит ли биография Шафаревича за рамки тематики энциклопедии?" (Александр Иванов)

> Разве у наших поколений, разумею православных, не общие ценности? И разве не задача статьи православной энциклопедии попытаться показать именно значимость человека, его величину?

Хорошо, попробую (ни на чём при этом не настаивая). Тем, кто не жил, будучи уже достаточно взрослым, в 70-е - 80-е годы, трудно бывает объяснить, что такое диссидентство. Хотя многим оно представляется неким сплочённым движением, направленным на достижение бо́льшей справедливости и свободы в СССР, на самом деле оно таковым не было. В том смысле, что кроме вышеназванных весьма общих целей, остальные цели у каждого из видных диссидентов были свои, и порой даже не все они назывались вслух.

У кого-то из диссидентов всё определяли националистические позиции - украинские, еврейские и др. Хотя и среди них были националисты разные. На Украине - от настоящих нацистов, которые, правда, наиболее страшные и неприглядные свои черты старались не показывать, до тех, чьим лозунгом было: "Националисты всех стран, соединяйтесь".

Кто-то из диссидентов выступал в защиту религии в СССР - православия, иудаизма, баптистов.

В 70-е - 80-е годы мы, хотя вовсю травили политические анекдоты и обсуждали неприглядные стороны советской жизни - чаще идиотизм и тупость пропаганды и собственно политику, реже - материальные и бытовые аспекты. Но никто и представить себе не мог, что СССР может в обозримом будущем рухнуть.

Среди диссидентов были такие, которые теоретически допускали такой вариант, а некоторые сознательно работали именно на его достижение. Опять же, не все они были в буквальном смысле агентами ЦРУ, хотя если кто и влиял на процесс, то именно это ведомство.

Наиболее яркие личности - вроде академика Сахарова - привлекали внимание всеобщее. Хотя уже тогда в его и Боннер избирательном (чаще по национальному признаку) отношении к тем, чьи права они брались защищать, а чьи - нет, были неприятные моменты. Сахаров окончательно раскрылся только в эпоху Съезда народных депутатов СССР, когда обнародовал свою программу административного передела Союза не по национальным, а по прагматическим промышленным признакам. Фактически огромная страна с давней историей и культурой обрекалась на превращение в промышленный придаток Запада.

Шафаревич - фигура не менее видная, чем Сахаров. Но, в отличие от последнего, он выступал как православный верующий человек, а в его русском "национализме" (любви к родине и своему народу не потому, что они лучше или выше других, а потому, что они родные) только предвзятый человек мог усмотреть антисемитизм в смысле ненависти к людям по признаку крови (национальному), хотя обвинений такого рода в его адрес сыпалось всегда много. (Та же история была с работой Солженицына "Триста лет вместе", на которую ополчились и сионисты, обвинявшие автора в антисемитизме, и антисемиты, обвинявшие его же в юдофилии.) Игорь Ростиславович - красивый, умный человек - сто раз пытался объяснить, что он не с евреями воюет, но его, как водится, не слушали. В силу совпадения некоторых взглядов и позиций он пытался сотрудничать с газетой "День". Но там всегда преобладало откровенное "жидобойство", ему претившее. Так и не став в том кругу до конца своим, он в итоге - когда понял, куда всё это ведёт, вовсе ушёл из политики.

Это известный и неординарный русский православный мыслитель широчайшего профиля. Его музыковедческий разбор 14-й Симфонии Шостаковича меня, музыковеда по образованию, в своё время поразил. Игорь Ростиславович разглядел в этом произведении то, чего не заметил ни один из специализировавшихся на Шостаковиче профессионалов.

Его "Русофобия" и продолжающие тему работы злит и раздражает тех, для кого Россия - "эта страна". С момента написания работы прошло уже порядочно времени, и сегодня видно, что́ уже сбылось...

...Боюсь, Александр Юрьевич, что написанное мною Вы не сочтёте доказательным. Многое сегодня осталось только в памяти людей, а СМИ об этом молчат - потому что в политике победили как раз те, кто сознательно разваливал СССР. И если кто-то думает, что их преемники теперь его возрождают, то ошибается. Если хотите возрождать - зачем же сперва развалили? Следовательно, не возрождать, а создать нечто совершенно иное, с Советским Союзом несовместимое и не имеющее ничего общего.

Зачем? СССР был последней империей. Последним удерживающим ныне пришествие того, кто явится незадолго до Христа.

Шафаревич, скорее всего, понял, что участие в политике работает именно на окончательную подготовку мира к объединению. И ушёл в свою математику. Лично мне это очень симпатично.

Ответить