Обсуждение статьи "ПЕТР МОНОВАТИЙСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 753
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: моно(м)ватийский?
02.03.2016 16:56:42 в ответ на "В дополнение к комментарию в статье" (д. Александр Васильев)

> Никакого монастыря Моноват нигде, кроме как в русскоязычных текстах, вышедших из-под пера мастеров перевода с древнегреческого, нет!

Но есть Моноватон (Μονόβατον или Μονοβατῶν):

"Один из учеников анонимного учителя X в. - Арсений находился под покровительством игумена монастыря «Μονοβάτων», где он изучал богословие" , см. Самодурова З. Г., Социальный состав учащихся Византии VII–XII вв. // Византийский Временник. Том 52 (77), с. 42] http://vremennik.biz/opus/BB/52/52820

О том же см. у Маркопулоса: "60. An den Abt des Klosters ton Monobaton"

> Однако город-крепость, расположенный практически на острове, образовавшемся вроде в IV веке и соединённом с материком узким перешейком называется не Моноват, а Монемвасия (раньше Моновасия - то есть один выход)!

И все-таки, кажется, что Акел(л)а промахнулся (это насчет Моновасии/Монемвасии ), – т.к.:

1) О монастыре:

Монастырь Моноваты (или Моноватон) упоминается в византийских текстах, но без указания его точного географического положения, - был местом ссылки влиятельных людей империи: в 944-945 – митрополита Никейского Александра, до 1029-1030 – настоятеля Ивирона Георгия Строителя, до 1042-1043 - пафлагонского временщика Иоанна Орфанотрофа.

2) О миниатюре с образом прп. Петра в Евангелистарии - Sinait. gr. 204. Fol. 5, кон. X в.:

Kōnstantinos VII ho Porphyrogennētos kai hē epochē tou: 2. Diethnēs Vyzantinologikē Synantēsē, Delphoi, 22-26 Iouliou 1987, p. 349, 351, http://books.google.com/books?id=vlBoAAAAMAAJ&focus=searchwi...των

+

86. PETRU III (între 1169-1180); ... «The portrait of Hosios Peter is given a special position, coming after that of Mary and before those of the evangelists. His importance can be deduced from the emphasis placed on February 7, his feast day, by a special headpiece. On this particular day the Synaxarion Ecclesiae Constantinopolitanae mentions an ascetic by the name of Πέτρος ὁ ἐν Μονοβάγοις (probably a misprint for Μονοβάτοις) [1] briefly and without comment. From this source his commemoration passed to the Menaea printed in Venice at the end of the sixteenth century and in some of the more recent collections. The monastery of Μονόβατον or Μονοβατῶν is mentioned in Byzantine texts, but without any indication of its precise geographic location. According to some scholars it may have been situated on the border between Pontus and Armenia. Most likely this Peter of Monobata was a local saint whose commemoration did not spread in the Orthodox world. In physiognomic type - his long beard is very characteristic - he recalls Hosios Euthymios, as represented, for instance, in a Sinai icon»

+

"The figure of Peter (Fig. 2) is the most enigmatic. Labeled OCIOC ПETPOC, he remains unidentified. Weitzmann has suggested that he represents Peter of Monobata, .."

3) О последствиях ошибки:

Моновакийский (Моноватийский) -> Мономватийский -> Монемвасийский ...

Для сравнения:
  • Peter of Monobata. Fig. 2. Hosios Petrus, Sinai gr. 204, page 5, c. 1000 (Published through the courtesy of the Michigan-Princeton-Alexandria Expedition to Mt. Sinai) из ст. Ellen C. Schwartz, Iconographic Variation in a Tenth-century Evangelion, http://ipic.su/img/img7/fs/Peter-of-Monobata.1456942114.jpg
  • "Прп. Петр Монемвасийский. Миниатюра из Евангелистария. Кон. X" из ст. Шевченко Э. В., "Аналав" // ПЭ, Т. 2, С. 211-213, http://www.pravenc.ru/text/114692.html



[1]  Т.е. так как у Макария Симонопетрского -"Моновакийский" и "Моноватий(ский)", а где тут Моно(м)ватийский и тем более Мон(ем)ва(с)ийский?

Ответить