Обсуждение статьи "САРВИЛ ЭДЕССКИЙ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1809
Дата регистрации: 08.11.2014
Прошу совета и помощи!
09.12.2015 16:44:32 в ответ на "Тождественность двух пар святых" (д. Александр Васильев)

Я уже полностью закончил было новую статью - общую: "Сарвил и Вевея". Вот она:

Сарвил (Сарвелий, Фафуил, Фифаил) и Вевея (Вевая, Варвая, Варвея, Фивея) Едесские (+ ок. 110/115) [1], мученики

Память 5 сентября, 15 октября, 29 января (Греч. [2])

Сарвил был языческим жрецом в городе Едессе при императоре Траяне (98-117). Однажды, когда он готовился возглавить большой языческий праздник и уже облачился в золотые одежды, украшенные драгоценными камнями, к нему пришёл едесский епископ Варсимей. Ранее святитель уже неоднократно увещевал Сарвила оставить бессмысленное служение бездушным идолам, и теперь снова предупредил, что тот будет в ответе перед Богом за многие души, направленные им на путь погибели. Проповедь Варсимея сделала своё дело: Сарвил, осенённый Христовой благодатью, решил прекратить языческое служение. На следующий же день он вместе с сестрой Вевеей пришёл к епископу, пал к его ногам и просил без промедления крестить их.

Новость об обращении языческого жреца взбудоражила город, и правитель Лисий (или Лисаний) вызвал Сарвила на суд. Исповедав себя христианином, святой терпеливо перенёс различные пытки, после чего был заключён в тюрьму. Через два месяца его снова пытали во время долгого допроса. Затем он был приговорён к распиливанию надвое и отсечению головы. Во время этого ужасного мучения Сарвил оставался бесстрастным, словно душа его уже пребывала на Небесах.

Когда мученику отсекли голову, его сестра, присутствовавшая при казни, покрыла тело брата плащом, чтобы собрать его драгоценную кровь, произнеся при этом: "Да будет моядуша соединена с твоей возле Христа, Которого я знаю и в Которого верую". Услышав, что Вевея исповедала свою веру, свидетели этой сцены поспешили уведомить правителя. И Лисий послал солдат с повелением отрубить голову отважной молодой женщине прямо на месте.

С памятями этих святых в месяцесловах и синаксарях имеет место некоторая путаница. Так, в месяцеслове Русской Православной Церкви под под 5 сентября: "Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98-138)" [3] и отдельно: "Мч. Сарвила" без даты и жития [4]; под 15 октября: "Мчч. Сарвила и Вевеи (II)" [5]. В книге Макария Симонопетрского память Сарвила и Вевеи 15 октября снабжена сноской: "Под 5 сентября в Синаксарях помещена та же самая статья, где, однако, Сарвил именуется Фафуилом (Фифаилом)" (c. 681). В календаре на англоязычной версии портала Православие.Ru под 29 января ( http://orthochristian.com/calendar/20150129.html ) в греческой памяти Сарвил и Фафуил прямо отождествлены: "Martyrs Sarbelus [Thathuil] and his sister Bebaia, of Edessa (98-138) (Gr. Cal)".

Использованные материалы

  • "Память святых мучеников Сарвила и его сестры Вевеи" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 681-682

=

Однако что-то здесь не то! Меня всё же беспокоили разногласия житий относительно 1) мотивов привлечения мучеников к суду (в одном случае - обращение языческого жреца, в другом - успешная проповедь братом и сестрой христианства среди язычников) и 2) способа казни (хотя то, что написано в житии у Макария Симонопетрского, вроде подходит к обеим парам)...

Есть у Спасского в "Полном месяцеслове Востока" следующий фрагмент:

> Фифаил и Вевея и муч. Сарвил (сц. 15 окт. и М. Гр. 29 янв.). В Деяниях. св. (Iаn. 29. 923) полагают, что 15 октября и 5 сентября воспоминаемые одни и те же лица и что даже Фифаил одно лице с Сарвилом. Вевея, вероятно, одно лице, но Сарвил, кажется, 15 октября ошибочно поставлен вместо Фифаила; род кончины того и другого различны и мучители тоже, один пострадал при Авгаре, другой при Лисии; видится в сказаниях смешение 5 сентября и 15 октября, вероятно, от того, что страдания Сарвила смешаны со страданиями Фифаила. Остается даже неизвестным, при каком императоре кто из них пострадал. В Никодимовом синаксаристе страдание Фифаила и Вевеи относится к временам Адриана, а по рукописному прологу, замечает Никодим, они пострадали при Траяне. Сарвил и Вевея по Никодимову или стишному прологу (29 января) пострадали пря Адриане, а по славянскому прологу они же (15 окт.) пострадали при Траяне.

Вердикта Спасский не выносит. В месяцеслове у него 29 января:

> Фафуила, Сарвила и Вевеи. Вас. 239 и др. (15 окт.).

15 октября:

> Свв. мучч. Сарвила и Вевеи в Едесе при Траяне или Адриане.

5 сентября:

> Мучч. Фифаила и Фивеи сестры его при Адриане или Траяне.
- и отдельно там же:
> Муч. Сарвила.

(Добавлено в 19:20:) Группа Андроника (Трубачёва), неофициально "расширявшая" месяцеслов при издании сперва "Настольной книги священнослужителя", а потом "зелёных" Миней, остановилась на полумерах: поскольку в оф. календаре 5 сентября к Фафуилу и Фивее добавлен отдельно мч. Сарвил без даты, то и они решили добавить ("синхронно", так сказать) отдельно мч. Фафуила к Сарвилу и Вевее. Но добавили его не 15 октября, а... 29 января - тогда, когда Сарвила и Вевею поминают греки.

Как это всё согласовать? Кто на ком стоял? Можно ли всё же разобраться с двумя мучениками: кто из них брат Вевеи/Фивеи, а кто должен поминаться отдельно?



[1]  Первая дата по житию на греческом сайте ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1934/sxsaintinfo.aspx; вторая дата - по Макарию Симонопетрскому.

[2]  "Οἱ Ἅγιοι Σάρβηλος καὶ Βεβαία οἱ Μάρτυρες οἱ ἐν Ἐδέσσῃ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1934/sxsaintinfo.aspx.

[3]  "Мученики Фифаил и сестра его Фивея (или Вивея) († ок. 98–138) пострадали за смелую и успешную проповедь христианства среди язычников. После долгих и изощренных пыток святого мученика Фифаила язычники подвесили на дереве и распилили пилой, а его сестру Фивею убили ударом копья в шею" (житийная справка в календаре на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/svyat1/sep05-mihail-fiveya.html).

[4]  Страница календаря, http://calendar.rop.ru/mes1/sep05.html.

[5]  Страница календаря, http://calendar.rop.ru/mes1/oct15.html; житийная справка ( http://calendar.rop.ru/svyat1/oct15-sarvil-veveya.html ): "Святые мученики Сарвил и Вевея - родные брат и сестра - пострадали во II веке, при императоре Траяне, за исповедание христианства. Мученик Сарвил был идольским жрецом в Едесе, но, обращённый ко Христу одним епископом, принял Крещение вместе с сестрой. Язычники долго терзали святых, а потом отрубили им головы" .

Ответить