Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МАКАРИЙ МАКРИС"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2231
Дата регистрации: 03.04.2013
Вопрос в долгий ящик
01.12.2015 16:44:33

Об итогах посольства в Рим и отношении к ним (или к самому Макарию) патриарха Иосифа II Константинопольского:

> После этого собора Макарий был отправлен в Рим, возглавляя трехчленное посольство к папе Мартину V (1431 год).

Итоги посольства: "7 января умер от чумы мой лучший друг Макарий, прозванный Макрисом, в жестоком сердце и надменных и алчных глазах патриарха еретик, в недремлющих же глазах вседержителя и на суде истины ортодокс".

Примечания: "120. Целью посольства было согласовать место проведения собора // 124. Макарий Макрис - участник делегации, посланной Иоанном VIII к Мартину V для переговоров относительно собора, вопреки надеждам патриарха согласился на проведение собора в Италии, а не в Константинополе)".

> Об этом же:

"Преп. (память 8 янв.); иеромонах монастыря Вседержителя в КНП. После 12-летнего послушания у старца из афон. мон. Ватопеда - ученик афонск. иеромонаха Давида, адресат св. Симеона Фессалоникийского, учитель св. Марка Эфесского. Умер от чумы, надгр. слово и эпитафию составил св. Геннадий Схоларий. Несмотря на антилат. соч., был сторонником унии (и возможно поэтому был назван патр. Иосифом II еретиком)"

  • Дунаев А.Г., "Макарий Макрис (Философ) // "Исихазм: Аннотированная библиография / Под. общ. и науч. ред. С.С. Хоружего. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2004, ИАБ. Раздел 6, № 2000–2006. С. 472:

> Из российской (советской) историографии:

1) "Византийцы покинули Рим в сопровождении папского посланника - уже известного нам грека-доминиканца Андрея Хрисоверга. Сопутствующие его назначению грамоты папа подписал 10/11 июня 1426 г. [..] Хрисоверг, по всей видимости, должен был на месте убедить своих бывших соотечественников в целесообразности проведения вселенского собора в Италии. [..] ему удалось настолько заинтересовать императора, что Иоанн VIII готов был последовать за ним. [..] Однако затем состоялась встреча императора с патриархом, и тот каким-то образом повлиял на его мнение. [..]. Крайне неудовлетворенный, Хрисоверг вынужден был ни с чем вернуться на Запад."

"Однако прошло по крайней мере три года, прежде чем император ответил новым посольством, которое было принято папой в 1430 г. Во главе него стояли Марк Иагр и Макарий Макрин. В этот раз переговоры увенчались принятием проекта соглашения Оно предусматривало, что вселенский собор должен состояться в Италии, расходы должна была взять на себя западная церковь. Предусматривалась отправка в Константинополь двух галер и трехсот лучников для обеспечения безопасности города. Грекам было гарантировано беспрепятственное возвращение на родину в том случае, если стороны не смогут ни о чем договориться".

2) "При дворе последних Палеологов было немало придворных, разделявших взгляды своих монархов и стоявших за унию.[..] К ним принадлежали: Алексей Ласкарис Филантропин, великий стратопедарх Марк Иагрий, Иоанн Дисипат, Дмитрий Ангел, Михаил Булет и др. Из видных духовных сановников к униатам принадлежали: Виссарион, архиепископ никейский, протосинкелл Георгий Мамма, Исидор Русский, Дорофей Митиленский, Макарий Макр, Георгий Макромер."

"В 1431 г.он [Иоанн VIII Палеолог] отправляет к папе Мартину V посольство во главе с видным латинофилом Иагрием, императорским секретарем Деметрием Ангелом и монахом Макарием. Однако послы вернулись еще с дороги, узнав о смерти папы. Чрезвычайно раздраженный неудачей, император немедленно снаряжает другое посольство с целью узнать настроение нового папы."

На Флорентийском соборе: "На первых порах латинофильская партия на соборе была немногочисленна, хотя и имела в своих рядах влиятельных лиц [..].Патриарх Иосиф, которого Васт считает безусловно униатом, видимо, колебался и надеялся на заключение унии без догматических уступок латинянам".

  • Удальцова З.В., "Борьба византийский партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии" // Византийский временник. – М., 1950. – т. 3, с. 110, 118:

Не думаю, что смерти Макария Макра (в возрасте 40-50-ти лет), Иосифа Вриенния (в преклонных годах), а затем и патриарха Иосифа (не старше 79 лет) не имели никаких последствий, и с каждым разом не усиливали латинофильскую партию.

> Вопрос в долгий ящик:

Чем был недоволен патриарх (http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id=155) в 1431 году? Вряд ли только тем, что не был урегулирован вопрос о месте проведения собора или тем, что вопреки надеждам патриарха делегация согласилась на проведение собора в Италии, а не в Константинополе (об этом договорились уже при папе Евгении IV и без Макария Макриса). Но, чем же еще? В связи с чем (и по каким вопросам, христологическим или литургическим) патриарх, который как мог оттягивал час унии, назвал св. Макария "еретиком" и называл ли вообще? (В византийских и поствизантийских источниках тех и последующих лет конкурировали три партии - латинофилы, грекофилы и туркофилы).

Ответить