Обсуждение статьи "ПЕТР АВЕССАЛОМИТ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1809
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: О дате памяти 3 января
21.10.2015 02:27:50 в ответ на "О дате памяти 3 января" (Александр Иванов)

"Полный месяцеслов Востока", т. 2. 12 января:

> Св. муч. Петра Авесаламита. Из Анеи, сожжен 309 или 310 г.
13 января:
> Св. муч. Петра анийского. 247. 248. 249. (Это Авессаломит 12 янв.).

И далее - специальный большой кусок:

> О Петре Авессаламите.
Вот этот кусок полностью (могут быть ошибки распознавания):

Св. Петр Авессаламит или Абселам родом из селения Анеи елевферопольского округа, отличавшийся сплою, будучи схвачен и представлен пред правителя Палестины, после напрасных убеждений судьи и народа почтить богов языческих, сожжен на костре. Таково сказание Евсевия.

Сведения об нем разноречивы: по актам мученическим Анастасия библиотекаря Петр Авессаломит схвачен в городе Авлоне, при судье Севере и распят; по мартирологу Флора распят в Авкларе (Аuclara), а по Евсевию, как сказано, из Анеи и сожжен (Т. II стр. 31, русск. перевод). По Рабану Мавру, Нотверу, Узуарду он также сожжен, но в Авлоне. По сему некоторые различают двух мучеников (Тильмон V, 417). Рюинарт страдание Петра Абселама или Балсама помещает в своих чистых актах, но не решается произнести приговор о том: одно ли это лице с Петром Абселамом у Евсевия. Этот вопрос основательно решается у Ассемани (Cal. univ. eccl. Т. VI, 61) на основании найденных сирских актов мученика (Асtа оссid martyr. Т. II. 208). Это одно и тоже лице, но в латинские акты вкрались ошибки: 1. вместо Анеи у Евсевия и в сирских актах явился в латинских Авлон. 2. Имени правителя Севера, которое в латинских актах, нет ни у Евсевия, ни в сирских актах. По контексту в то время Урвану наследовал правитель Фирмилиан. 3. О распятии св. Петра нет и в латинских актах, но составители мартирологов не поняли сего места о его кончине (ргорtеr legem Deo сrucifixi, sеntentiam subire рraebeo, сказал правитель), по греческому прологу он сожжен на костре. 4. День кончины его по Евсевию 11 января (III idus Iаnnuarii). По Римскому мартирологу 3 января вследствие ошибки (III non. Iаnnuarii). В сирских актах день его кончины 10 января. Так как 3 января по греческим прологам воспоминается Петр знаменоносец погребенный в Атрое, а по римским мартирологам Петр Абселам; то некоторые считают их за одно лице; но несправедливо; а), римские мартирологи, как показано, по ошибке перенесли Петра Абселама на 3 января; б), Никодим обоих различает и им обоим в греч. синаксарях разные стихословия и притом Петр знаменоносец не мученик, а преподобный (см. Гр. Минеи и Никод. 3 и 12 янв.). 5. Евсевий называет Петра Абселама аскетом ( ασκετὴv); неверно некоторые здесь под именем аскета понимают монаха аскета, здесь разумеется атлет, борец; месяцеслов Василия и пролог приписывают ему за Евсевием великую телесную силу. 6. По минеям 14 окт. он замучен в 6 год гонения Диоклитиана т. е. 309 от Р. X., по сирским актам в 7 год гонения Диоклитиана — 310, у Рюинарта 311, у Барония неосновательно 285 год. (конец цитаты)

Итак, Никодим Святогорец под 3 января различает двух святых Петров (и оба они в "Большом синаксаре" есть под 3.01): Знаменосца http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1607/sxsaintinfo.aspx и Авессаломита http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1608/sxsaintinfo.aspx . О том, что второй Пётр 3 января (не Знаменосец) - это Авессаломит, сказано у архиеп. Сергия достаточно подробно и аргументированно.

Я разбирался с этой парой святых Петров почти месяц. К счастью, Спасского удалось спокойно прочесть и осмыслить, когда уже вся довольно путаная информация была переварена (в том числе с нескольких римо-католических сайтов, некоторые из коих пытались отделить Авессаломита от Анейского).

В "Житиях" Макария Симонопетрского под 12 января (т. 3, с. 175-176) -

> Память святого мученика Петра Апселама
Сноска к заголовку - цитирую дословно:

"Или, согласно другим свидетельствам, Авселама (в Месяцеслове Русской Православной Церкви он именуется Авессаломитом). Мы воспроизводим статью Евсевия Кесарийского (Палестинские мученики X. 2 // SC 55, 152). Но именно «Синаксарь» св. Никодима уточняет, что Петр принял смерть в огне".

Автоперевод коротенького жития Петра не-Знаменосца из "Большого синаксаря" под 3.01 ( http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1608/sxsaintinfo.aspx ): "Святого Петра мученическую смерть в 311 г. н.э. в Самарии, в районе Палестины". Противоречий с вышесказанным не наблюдается.

Ответить