Форум: Общие темы

Любовь
пользователь
Православная

Сообщений: 8
Дата регистрации: 12.06.2011
Re: О грехе осуждения (уточнение)
13.06.2011 19:35:31 в ответ на "Re: О грехе не осуждения (уточнение)" (Александр Иванов)

> > Мне кажется, что это не абсолютная истина, иначе зачем бы Христос сказал: ...

Да, есть такое свойство человеческой психики, хорошо различать в других людях те грехи, которые человек сам познал опытно. Он просто напросто узнает знакомые ему грехи, так как знает все их оттенки. Можно сказать, что это профессиональное знание грешника. Поэтому он видит то, что другие, которые не знакомы изнутри с этим грехом, не замечают. Так что этот грешник редко ошибается и в данном случае он подобен рыбаку, который узнает другого рыбака издалека. Но и другие люди, неповинные в конкретном грехе, видят, что тот или иной человек согрешает, тем более, если его грех причиняет окружающим людям боль. Так например, совершенно непьющая жена, говоря с мужем по телефону, безошибочно угадывает, трезв ее муж или пьян.

Но интересно другое. Грешник, признав в другом человеке грешника, обычно оправдывает его (или завидует, смотря какой грех), потому что любит свой грех и оправдывает его (грех). Осуждают обычно те, кто, как им кажется, не имеет в себе подобного греха. "Ах, вы опять опоздали на работу! Почему я никогда не опаздываю!" - это типичное "праведное" возмущение с осуждением.

> Вы просили святоотеческих цитат, я дал. Верить им или нет - Ваше дело.

Простите, но Вы не дали цитат, а только ссылку на Древний Патерик, эта книга, как и всякая другая, с каждым сердцем говорит по-разному, с одними об одних духовных предметах, с другими о других. Хотелось бы говорить более конкретно.

> Замечу только что Христос также сказал и о необходимости ПРЕЖДЕ вынуть бревно из своего глаза, а ПОТОМ уже высматривать сучки у ближних.

Разве против этого возражал кто-нибудь? Мы постоянно только этим и занимаемся. Ежедневные покаянные молитвы, воскресные исповеди и причастия. Только в созданной мной теме, я ставиа вопрос не о внутренней покаянной дисциплине (он и так ясен), а как правильно выстраивать отношения с нашими ближними, которые соблазняют нас тем или иным грехом. А так же, прав ли священник, что надо так абстрагироваться от нашего ближнего, чтобы вообще не замечать его нечестивых дел, будто их вовсе нет - живи, мол, как хочешь. Психолог Ирина Медведева говорила в одной из своих лекций, что если ребенка не порицать и не наказывать за плохие поступки, он потеряет нравственный ориенитир и перестанет пониамть, что есть добро и что зло. И вообще, человек чувствует себя незащищенным в обществе, где зло не порицается, но приравнивается в правах к добру. Человек должен видеть, что свет и во тьме светит и тьма не объяла его. Когда же никому ничего ненужно, то и человек опускает руки.

> Писание нужно принимать целиком, а не избранными местами, все христианские ереси основывали свое существования на цитатах из Священного Писания. Я не вижу никакого противоречия между "Древним Патериком" и Евангелием.

И я не вижу. Но у всего цельного неприменно есть и детали, не рассматривая их, нельзя постичь и цельного. Главное искать истину и в цельном, и в деталях.

> > Это фрагмент выступления известного богослова и апологета о. Андрея Кураева.

> Увольте. Это журналист, а не богослов, не интересно.

Ну, и ладно... Но его мысль в данном случае заслуживает внимания.

> мы, кажется, говорили о праве осуждения для отдельного человека. И осуждения не греха, а поступков, и не столько права осуждения, сколько - обличения. Так?

Духовно-нравственные поступки христианин осуждать не будет, так что в теме поставлен вопрос именно о греховных поступках наших ближних и отношении к ним.

Ответить