Обсуждение статьи "УРСУЛА КЕЛЬНСКАЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 754
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: (В основном, Илье Харину)
12.08.2015 01:17:04 в ответ на "(В основном, Илье Харину)" (д. Александр Васильев)

> Мне показалось слишком по-советски хлёстким безапелляционное обвинение католиков в мистификации и фальсификации жития Урсулы. Править не стал, потому что не знаю, как править правильно.

Я читаю заголовки (В основном, Илье Харину). Но поскольку, видимо, и я приложил к этому руку (см. http://drevo-info.ru/forum/7870.html), то рискну вклиниться.

> Но и хулить только потому, что у нас считается хорошим тоном хулить всё католическое, тоже не годится. когда некоторые "мистификации и фальсификации" были сделаны на основании видений, подтвердившихся при раскопках, я бы предпочёл воздержаться от ярлыков

Согласен, вешать ярлыки о "мистификации и фальсификации" – это перебор, так же как и постулировать о достоинствах, каких-то "видений", якобы "подтвердившихся при раскопках"

> Я не запомнил имени католической святой 13-го (кажется) века, которой в видениях было открыто место захоронения 11-и тысяч дев - и потом именно в этом месте нашли всё так, как она описала.

Из известного - стараниями бенедиктинских монашек-визионерок Елизаветы из Шёнау (нем., Elisabeth von Schonau, ок.1129 –1164, см. http://www.pravenc.ru/text/189797.html ) и Хильдегарды Бингенской (нем. Hildegard von Bingen 1098–1179), а так же монаха из ордена премонстрантов Рихарда Арнсбергского (умер. в 1190) и др. причастных, были поэтапно, порциями, по мере возникновения вопросов, найдены удовлетворившие "всех" объяснения о том, почему в древнем римском захоронении, вскрытом около городской стены после осады Кёльна (т.е. после 1106 года), присутствуют мужские кости, а так же почему все мученики были обеспечены саркофагами и надгробными плитами, а так же откуда в захоронении такое значительное количество детских костей, некоторые из которых принадлежали младенцам всего нескольких месяцев от роду и т.д. и т.п.

> я не призываю становиться на полностью комплиментарную позицию. Я только предлагаю избегать крайних оценок и постараться сохранить беспристрастие

Попробуем: В раннем мартирологе, составленном Иеронимом, святая Урсула не упоминается, ее нет и в мартирологе Беды Достопочтенного, родившегося в 672 году. В легенде IX века о святом Куниберте (ум. 663) рассказывается, что в то время, как он вел службу в церкви Святых дев, появился белый голубь и указал место, где покоились останки одной из мучениц, которые и были немедленно извлечены. Вплоть до IХ века нет никаких упоминаний о самой святой Урсуле и лишь одно о святых мученицах-девах из Кельна. которым там был посвящен монастырь.

IX-X вв.: Впервые имя "Урсула" упоминается в Мартирологе. До Х века нет никаких житийных подробностей относительно святых дев-мучениц, но затем такие подробности начинают появляться и обрастать домыслами. Начиная с первой четверти XII века - "ну дальше нет слов, остается только вешать ярлыки".

Ответить