Обсуждение статьи "УРСУЛА КЕЛЬНСКАЯ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1810
Дата регистрации: 08.11.2014
(В основном, Илье Харину)
11.08.2015 20:54:55

Илья Николаевич, я немного поправил статью после Вас. Правка чисто редакторская (запятые, тавтологии, стиль). Почти не касался смысла - написал только, что рационалисты пытаются объяснить 11 тысяч ошибкой переписчика.

Мне показалось слишком по-советски хлёстким безапелляционное обвинение католиков в мистификации и фальсификации жития Урсулы. Править не стал, потому что не знаю, как править правильно.

В последнюю свою поездку в Германию (в июле) я специально разговаривал об Урсуле с человеком, который тщательно изучал материалы о ней. Я не запомнил имени католической святой 13-го (кажется) века, которой в видениях было открыто место захоронения 11-и тысяч дев - и потом именно в этом месте нашли всё так, как она описала. Это из её видений стало известно и имя жениха Урсулы - Гереона, и конкретное местонахождение именно его мощей, и многое ещё.

Как православный я твёрдо придерживаюсь позиции, что говорить о святости человека, умершего после 1054 года, невозможно, поскольку таковой человек умер вне единства с Православной Церковью. Как православный я с крайним недоверием отношусь к различного рода проявлениям типично западного христианского мистицизма вроде визионерства, стигматов и т. п. Однако же есть в нашем месяцеслове блаженная отроковица Муза, известная лишь тем, что ей были видения. Боюсь, что если бы о её святости не свидетельствовал свт. Григорий Двоеслов, её в пух и прах разнесли бы у нас и вычеркнули из календаря. Недавно мы с Вами пересекались при правках и дополнениях статей о новоявленных Лесбосских мучениках. Они - не единственные Православные святые, которые сообщили о себе сверхъестественным способом. Церковь приняла эти новые откровения за истину. В случае с Урсулой есть сложности: хотя это святая неразделённой Церкви, но многие откровения о ней и её спутниках были получены уже после 1054 года, - следовательно, вряд ли Православная Церковь может их принять. Но и хулить только потому, что у нас считается хорошим тоном хулить всё католическое, тоже не годится. Тем более когда некоторые "мистификации и фальсификации" были сделаны на основании видений, подтвердившихся при раскопках, я бы предпочёл воздержаться от ярлыков в духе советской атеистической пропаганды.

Я был в "золотой камере" церкви св. Урсулы в Кёльне. Видел мощи (кости, черепа) множества найденных по видению не могущей быть прославленной у нас католической святой. Это, конечно, вопрос веры. Но я не призываю становиться на полностью комплиментарную позицию. Я только предлагаю избегать крайних оценок и постараться сохранить беспристрастие.

Ответить