Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
03.07.2015 17:58:08 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (Александр Иванов)

> существует ли современная богослужебная практика почитания памяти мч. Авраамия 6 марта?

Понятие "современная богослужебная практика" не может не включать принятых Церковью агигорафических источников. Я назвал два бесспорных дореволюционных и один современный. Добавлю, что монахиня Таисия не просто переписала дату 6 марта у двух русских святителей. Вот Вам свидетельство современной литургической практики: Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014 [По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ]. - С. 18 [6 марта]:

> Муч. Авраамия Болгарского.

Дополнительное свидетельство: сайт Успенского Княгигина монастыря, где почивают мощи святого: http://www.km1199.ru/hramyi-i-svyatyini/

> В 1231 году епископом Владимирским Митрофаном и епископом Ростовским Кириллом было установлено празднование памяти мученика Авраамия Болгарского в день перенесения его святых мощей во Владимир — 6 марта.

Однако я не был бы честен, если бы не упомянул о найденном свидетельстве как бы против меня. Правда, в отличие от официального календаря РПЦЗ, оно - не современное, т. к. датировано 1870-ми годами:

  1. > Его Высокопреосвященство вменил казанской д[уховной] консистории в обязанность предписать кафедральному собору, чтобы: 4) нарочитая служба, со всенощным бдением св[ятому] мученику Авраамию болгарскому, по примеру города Владимира, где почивают целые мощи его, отправляема была в 4 неделю по пасхе, так как сие более удобно для всеобщего народного чествования памяти сего угодника Божия, чем 1-го апреля - день мученической кончины его и 9-го марта - день перенесения честных мощей его из Болгар во Владимир, каковые дни всегда почти бывают в вел[иком] посту ...
  2. > «Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, - указывал, в частности, в 1908 г. протоиерей Е.А.Малов, - то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие - на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р[ождество] Х[ристово], а другие - 1230-м годом». (См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - Т. XXIII. - Вып. 6. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. 424.)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/26/pochitanie_svyatogo_...vv/

Практическим выходом из этого противоречия было бы проставление памяти 6 марта (с учётом всё-таки действительно актуального самого что ни на есть свежего календаря РПЦЗ), но со сноской, в которой было бы подробно раскрыто это противоречие. Думаю, что последние приведённые мною материалы важны: упоминание об указе совершать бдение 9 марта - факт. Но - факт минувшего. Современный календарь - факт актуальный. В противном случае я предложил бы оставить память 9 марта, а про 6-е объяснять в ссылке.

Ответить