Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Вопросы и размышления
10.06.2015 14:41:54 в ответ на "Re: Вопросы и размышления" (Александр Иванов)

Как мы радовались, когда случилось объединение с РПЦЗ! Это казалось невозможным: у них пугали "сближением с красным патриархатом" и "унией со священниками сатаны"; у нас пугали последствиями принятия в лоно Церкви людей, которые "Христа променяли на монархию". Но - случилось. Нужно было видеть лицо владыки Лавра в Москве на первой совместной литургии (наш Алексий в принципе эмоционально сдержан, он внешне казался таким, как всегда). А мы говорили друг другу: видать, что-то такое грядет страшное, чего разделённая Русская Церковь не сможет понести, вот Господь и устроил всё.

Думалось-надеялось, что за пять лет "переходного периода" оставшиеся взаимные вопросы второстепенного плана будут разрешены... Прошло восемь лет. Заходя иногда на сайты разнообразных "отколов" от РПЦЗ (тех, кто "не принял" объединения), я с недоумением читаю всё те же инсинуации в адрес МП, что и полвека назад (подкреплённые такими хулами, что подчас даже страшно), плюс всевозможные обвинения, ну просто дословно повторяющие тексты либеральных безбожных СМИ... А что в самой "присоединённой" РПЦЗ? Где не поминали Патриарха, там так и не поминают, и никто не смеет возвысить глас против этого - потому что понимают: будет очередной раскол! И параллельные структуры даже не думают объединяться, и месяцесловы не сверяются (всё застыло на уровне благих намерений)... Но, слава Богу, хоть служим вместе и причащаемся!

В мае я впервые служил в зарубежном храме в Германии. Батюшка там - из России, приехал уже после объединения, и к зарубежникам пошёл только потому, что узнал: священников МП там вдвое или втрое больше, чем РПЦЗ, и счёл, что в РПЦЗ он будет нужнее. Как же ему было трудно первые годы! Как его не принимали, называли за глаза кагебистом, не доверяли. Правда, владыка Марк поддерживал, и теперь вроде всё уже более-менее.

Служебник у них отличается: очень хорошо продуманные и сформулированные прошения ектений - о стране российской и людех ея, во отечестве и в рассеянии сущих; о стране сей и властех ея... На литии на одно прошение больше: очень умно́ переформулировано и восстановлено выброшенное у нас после революции третье - оно было о царствующем доме, а теперь о властях (я бы, будь моя воля, немедленно бы включил его в наши служебники!). Каталог святых в молитве "Спаси, Боже, люди Твоя" отличается: с одной стороны, там сохранены имена (и именования), изменённые и/или сокращённые у нас; с другой - добавлены святые, связанные с территориями, где несёт служение РПЦЗ (напр., святители, просвещавшие Америку, и, конечно, замечательный Иоанн Шанхайский). Царственные мученики у них, а не страстотерпцы. Единственное, что кольнуло (причём я не успел затормозить и прочёл): среди новомучеников - святитель Иосиф (Петровых)...

Зачем я всё это пишу? Да так, мысли сегодня целый день покоя не дают. Никакого практического результата своей писаниной я добиться не хочу. Но я никак не могу понять: что, действительно нужно ставить равенство между "сближением" с латинянами и "унией"?! Я верую в Церковь, и верую, что нашу Церковь, по слову Господа, врата адовы не одолеют, и никакой унии с латинянами не будет. С какой же стати мне этого бояться? Не принимать - безусловно. Бояться - нет. Боящийся несовершенен в любви! А без любви все наши умничанья и перстраховки ("убояшася страха идиже не бе страх") гроша ломаного не сто́ят.

30 лет назад, когда я воцерковлялся, у нас в хоре пела одна дама, главной задачей своей жизни считавшая соединение Православной и Католической Церквей. Мы, неофиты, посмеивались, спорили, говорили о том, что человеку это невозможно. Но говорили-то мы об этом с болью, с чувством потери, утраты. Последние три года мне случается бывать в Европе (в основном, в Германии, но не только), поклоняться святыням неразделённой Церкви, видеть настоящих верующих и воцерковлённых католиков, их братское к себе отношение (я говорю о простых людях). И я скорблю о том, что нам нельзя молиться и причащаться вместе. И я знаю, что пока их Церковь "проповедует с амвона ересь" (слова владыки Антония Сурожского), это так и будет нельзя. И будет это, видимо, почти до самого конца времён.

Кто-то помнит 1990-е годы, когда чуть-чуть не случилась у нас "уния" с монофизитами? Не дал Господь! Где-то в тот период в ЖМП была статья одного нашего батюшки. Он рассказывал о том, что армяне на самом деле никакие не монофизиты, что ересь эту они не исповедуют, что так исторически сложилось и т. д. Он в разговоре со священником Армянской Церкви, дойдя до этого места и убедившись в том, что тот - не еретик, воскликнул: так почему же не начать договариваться и соединяться? Ответ его (и меня, читающего) потряс. Смысл его был в том, что, мол, зачем, нам и так хорошо. Пребывание вне Церкви на протяжении столетий настолько изменило их, что они не чувствуют это как потерю!

Простите за старческое многословие.

Ответить