Обсуждение статьи "ГРИГОРИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 754
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Просьба ПЕРЕИМЕНОВАТЬ статью!
28.04.2015 12:58:39 в ответ на "Re: Просьба ПЕРЕИМЕНОВАТЬ статью!" (д. Александр Васильев)

> Странно, я думал, что название Виза́нтий употреблялось до эпохи Константина Великого...
>> По поводу анахроничного употребления в именованиях святых слова "византийский" …

"древнее название древней мегарской колонии — Виза́нтий никогда не было забыто в средние века [..]. У византийских авторов, особенно склонных к антикизации своих произведений, мы встретим его ничуть не реже, чем все прочие официальные наименования и эпитеты царственного города. Например, в «Хронографии» Михаил Пселл из 13 упоминаний столицы империи по названию в 10 случаях она названа Византием и лишь в трех - Константинополем, причем в одном отрывке оба названия употреблены буквально рядом как равнозначные; примерно та же картина в «Алексиаде» Анны Комниной, где мы можем встретить и такое обозначение столицы империи, как «царственный город Византий», и т. д. [21]

Сноска 21: К сожалению, до сих пор нет работ, где этот вопрос был бы разработан специально, поэтому приходится опираться лишь на отдельные примеры."

Cм. Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. (Византийская библиотека. Исследования) - СПб.: Алетейя, 2001, стр. 26, http://padaread.com/data/djvu/88/6a/55102/Pravovaya-kultura-...png

>> Честно говоря, я не думал об этом. Я просто посмотрел, как и где именуется этот святой. [..] в "Житиях Макария Симонопетрского" (М., 2008, т. IV, с. 475) святого именуют так: "Память преподобного Григория, подвизавшегося близ Великой Лавры на Святой Горе Афон" [..] переводчики и редакторы, что называется, по сторонам не смотрели и традиции уже существующих месяцесловов не учитывали.

В дополнение:

В оригинале у Макария Симонопетрского "Grégoire de Byzance, vén. ......................Av06", http://www.youscribe.com/catalogue/livres/savoirs/religions/...193

"Григорий Византийский" – фигурирует в Афонском Петерике (первое издание - СПб., РПМА, 1860. Ч. 1.), http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-paterik/22_2, который в свою очередь ссылается на "Ακολουθια των αγιορειτων πατερων". На этот же источник ссылаются и во 2-м томе Месяцеслова Никодима Святогорца:

"ΣΗΜΕΙΩΣΗ 1. Oύτος εκ Bυζαντίου ορμώμενος, εχρημάτισε διδάσκαλος του θείου Γρηγορίου του Παλαμά εν τη νηπτική φιλοσοφία, και δι’ Aγγέλου τροφήν ελάμβανεν. Όρα εις την Aκολουθίαν των Aγιορειτών Πατέρων."

Источник: http://www.snhell.gr/references/synaxaristis/search.asp?id=5...h=3

Ответить