Обсуждение статьи "25 ЯНВАРЯ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1809
Дата регистрации: 08.11.2014
Для модераторов: доп. комментарии к правкам
26.03.2015 22:15:30

Память прп. Аполлоса без места и даты преобразовал в память прп. Аполлоса Фиваидского (ок. 395) с пометкой "Греч.". Мотивы: 1) В "Правосл. энциклопедии", вслед за "Полным месяцесловом Востока", сказано, что "по мнению болландистов" это один и тот же святой. В греческом "Большом синаксаре" http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1887/sxsaintinfo.aspx безоговорочно приведено житие и даты, соответствующие Аполлосу Фиваидскому. Строго говоря, эту память отсюда можно было бы и вовсе удалить, т. к. она греческая, а в РПЦ есть 31 марта. Однако эту память и именно как "Прп. Аполлоса", но с датой (!) "(IV)" приводят "НКС" (т. 2, с. 545) и потом «зелёная» Минея, http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2646.html - и далее она довольно часто упоминается в других источниках. Я рассудил, что раз память есть в НКС и Минее, то она уже как бы не совсем греческая, а "обрусевшая", и можно бы её оставить. Если модераторы рассудят иначе, я их пойму, хотя если её убрать из статьи "25 января", кто-то может её не найти и счесть, что это упущение "Древа". А так - Аполлос Фиваидский в этот день будет. (А статью АПОЛЛОС, ПРЕПОДОБНЫЙ я бы преобразовал в статью-ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ на "Аполлоса Фиваидского" (возможно, перенеся из неё в "Фиваидского" информацию о том, что две как-бы разные памяти - на самом деле одно.

С мучеником Медулой у самих греков путаница. В "БольшомСинаксаре", http://www.synaxarion.gr/gr/m/1/d/25/sxsaintlist.aspx - "Ἡ Ἁγία Μεδούλη καὶ ἡ συνοδεία της", т. е. вроде женский род. Однако в исходнике, http://www.apostoliki-diakonia.gr/gr_main/eortologio/eortolo...m#6 - мужской род: "†Τῇ αὐτῇ μέρᾳ, μνήμη τῆς ἁγίας Μεδούλης καί τῆς συνοδείας αὐτῆς". На других греческих сайтах - то так, то так; но из них на оф. сайте Элладской Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=1&id=145 род всё-таки мужской: "Μάρτυρος Μεδούλης". В НКС и "зелёной" Минее - тоже мученик. И, наконец, в календаре на Православии.ру Медула - в списке мужчких имён: http://days.pravoslavie.ru/ABC/mm.htm#medula .

Памяти болгарского святителя Прп. Марка, архиеп. Преславского в современном календаре у болгар нет. Я её нашёл в списке болгарской Википедии и долго не мог найти подтверждения. По приведённой в комментарии к статье ("25 января") ссылке, http://www.pravoslavieto.com/life/sv_Marko_Preslavski.htm - в тексте есть упоминание о двух старых печатных календарях, в которых эта память была: "В календар, съставен от Еньо Хр. Кърпачев, издаден в Цариград през 1867 г. и озаглавен "Българско Народно Календарче за година 1868", св. Марко е записан като епископ. В календар от 1875 г., съставен, отпечатан и разпространяван от самия Христо Ботев (поместен като особена рядкост и ценност в края на неговите "Съчинения", издадени в София през 1907 г., под редакцията на дъщеря му Иванка Хр. Ботева - Христова), паметта на св. Марко Преславски се чества на 25 януари (или 6 февруари по стар стил). Името му е поставено редом до това на св. Григорий Богослов, а дословният прочит на тази дата гласи "Григорий Богослов и Марко Преславски".

И последнее. Греческая память свт. Вассиана II Новгородского - уникальна. У нас её нет. Но в молитве литии в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, оба Вассиана - I-й и II-й - идут один за другим, т. е почитание свт. Вассиана II как святого подтверждается.

=

P. S. Поостерёгся пока вносить две памяти. Первая - Прмц. Маргариты (Гунаронуло), игумении (1918) (Греч.) . У греков в "Большом синаксаре",http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1898/sxsaintinfo.aspx есть память "преподобной Маргариты", о которой ничего не известно, при этом икона помещена мученицы; на частном сайте http://www.saint.gr/1152/saint.aspx - память о неизвестной Маргарите с той же иконой мученицы, но уже не преподобной, а Агиа - т. е. просто "святой" (причём с неуклюжим, "с потолка" комментарием: "возможно, это то же, что 1.09" - то есть, получается, одна из 40 дев-мучениц, что ли?). Разгадка есть здесь: http://orthochristian.com/calendar/20150125.html - "New Martyr Abbess Margaret (Gunaronulo) of Menzelino (1918)". Именно отсюда память какими-то неведомыми путями попала к грекам, растеряв по дороге всю конкретную информацию: преподобно-мученица в разных греческих источниках теперь то преподобная, то мученица.)))

А вот на той же странице: "New Martyr Athanasia (Lepeshkin), abbess of the Smolensk Hodigitria Convent, near Moscow (1931)" - этой памяти не нашёл больше нигде (сама святая есть в составе Собора московских святых).

Что посоветуют боссы по постскриптуму?

Ответить