Обсуждение статьи "КИРИЛЛ И МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1809
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Нет такого понятия: "Седмица о м. и ф."!
14.03.2015 22:46:50 в ответ на "Re: Нет такого понятия: "Седмица о м. и ф."!" (Александр Иванов)

> Однако игум. Андроник (Трубачев) употребляет при указании дня памяти именно "Седмицу...", и не он один. Поэтому вряд ли можно категорически утверждать, что такого понятия не существует.

Иг. Андроник может использовать, так сказать, некое чисто разговорное сокращение - всем понятно о чём он говорит. Но мне казалось, что в энциклопедии слова должны быть точными.

Я рассуждал исключительно с точки зрения богослужебного устава. Если про "седмицу мироносиц" или "седмицу о слепом", скажем, имеет смысл говорить - потому что в будние дни хотя бы читается соответствующий канон, то как богослужебного понятия "седмицы мытаря и фарисея" вообще нет. Но дело даже не в этом, а в том, что недели Триоди начинаются не с воскресенья (который в этом контексте является последним из 7-и дней), а с понедельника. У меня в руках Триодь Постная. [Можно пропустить заголовок: "Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея" - т. е. воскресенье, в которое читается этот текст. Следующий в Триоди день: "Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына". То же самое. Дальше - Суббота мясопустная,] Неделя мясопустная - после которой начинается ежедневная Триодь, и тут пошли названия дней: "Понедельник сырный...", "Вторник сырный..." и т. д. вплоть до субботы - А НЕ "понедельник мясопустный", "вторник мясопустный" и т. д.! Потому что Сырная седмица предваряет Сырную неделю. Так что если уж даже принимать "разговорные" (а не уставнЫе) формулы и идти по Триоди назад, то после Недели о Страшном Суде идёт седмица мясопустная (с точки зрения поста в пище она такая и есть) - перед Неделей мясопустной; и тогда по этой же логике и по этому же счёту раньше, после Недели о Блудном - седмица перед неделей о Страшном суде, ещё раньше после Недели мытаря и фарисея - седмица перед Неделей блудного, а не седмица мытаря и фарисея.

Открываем Минею - 24 февраля, Обретение главы Предтечи. После текста службы - "Марковы главы": "Аще случится..." праздник в такой-то день, когда поётся Постная Триодь. Глава Маркова третья: "Аще ли случится обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник или во вторник сырныя недели" (не мясопустной седмицы!). Гл. Мр.7: "Аще ли случится обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 1-я недели постов". Гл. Мр.11: "Аще ли случится обретение честныя главы Предтечи в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов".

В общем, в данном случае спорить со мной - дело неблагодарное, потому что я - уста́вщик, да ещё и раззадоренный бывшей у меня на этой неделе семинарской заочной сессией. :)))

> > Я ведь поправил вполне корректно, почему бы не оставить было, что В ЭТОЙ СТАТЬЕ менялось по смыслу?
> Именно, что ничего не менялось по смыслу, потому и правка была отклонена, как надуманная. Но, если настаиваете, пусть будет по-Вашему.

Александр, давайте определимся раз и навсегда: мне вовсе не нужно, чтобы было по-моему - ни в этом случае, ни в других. Меня устроит, если будет правильно. Но если в вопросах отбора памятей, источников и др. на "Древе" правила установлены Вами, то в вопросах богослужения и устава - Типиконом, или правильнее сказать, Церковью. Когда я писал:

> что В ЭТОЙ СТАТЬЕ менялось по смыслу?

- я имел в виду смысл узкий - в смысле указания на переходящий день. Он не изменился. Но смысл богослужебного определения этого дня (не памяти, которая на него выпала, а дня, на который выпала память) меняется.

Ответить