Обсуждение статьи "АГНИЯ РИМСКАЯ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1809
Дата регистрации: 08.11.2014
Агния и Анна (Агния)
04.03.2015 17:06:46

Не решаюсь что-либо править без обсуждения. Привожу ход разборок.

В официально календаре РПЦ - вопросов как бы и нет: в списке имён http://calendar.rop.ru/svyat1/svw-a.html

  • Агния (Анна) Римская, дева, мц.: Ян. 21; Ил. 5 - непорочная [греч.] (гиперссылка под "Ян. 21" ведёт к такому же житию, как в "Древе")

Чуть ниже, правда:

  • Анна - благодать [евр.]
    • - мц.: Ил. 5 - см. Агния (NB! отсылка почему-то только на 5.07, а на 21.01 - нет)

На Православии.ру http://days.pravoslavie.ru/ABC/wa.htm#agna

  • Агна Сентябрь 21 [ПОД ЧИСЛОМ (по гиперссылке) ПАМЯТИ НЕТ]
  • Агна Июль 30 [ПОД ЧИСЛОМ ПАМЯТИ НЕТ]
  • Агна, мц. Январь 20 [ПОД ЧИСЛОМ ПАМЯТИ НЕТ]

  • Агния, мц. Январь 14 [ПОД ЧИСЛОМ ПАМЯТИ НЕТ]
  • Агния (Анна) Римская, мц., дева Июль 5 [ПОД ЧИСЛОМ - Мцц. Анны и Кириллы (304); далее по ссылкам - упоминание о Кирилле (Киприлле) Киринейской, и две ссылки на похожие жития: 1) Святая мученица Агния (в тексте: "родилась в III веке" и "похоронена родителями недалеко от города Рима (около 304 года)"); 2) Мученица Агния (Анна) Римская, дева ] Январь 21 [ПОД ЧИСЛОМ - Мц. Агнии девы (ок. 305)]

На "Анна" http://days.pravoslavie.ru/ABC/wa.htm#anna ссылок очень много, выбрал только те, которые могут относиться к теме.

  • Анна Март 31 [ПОД ЧИСЛОМ ПАМЯТИ НЕТ]
  • Анна, мц. Октябрь 28 [ПОД ЧИСЛОМ ПАМЯТИ НЕТ]
  • Анна, мц. Ноябрь 28 [ПОД ЧИСЛОМ ПАМЯТИ НЕТ]
  • Анна [ВОВСЕ БЕЗ ЧИСЛА]
  • Анна Римская см.: Агния (Анна) Римская, мц., дева Июль 5 Январь 21

В "Настольной книге священнослужителя", т.2, с.522 (20.01): "Мчч. Фирса и Анны" - ошибка, которая была исправлена в "зелёной" Минее-январь http://korolev.msk.ru/minea/jan2/jan2645.html : "Мчч. Фирса и Агны" (почему-то был избран вариант "Агны", а не "Агнии", хотя у греков, откуда позаимствована эта память http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1815/sxsaintinfo.aspx "Οἱ Ἅγιοι Θύρσος καὶ Ἁγνὴ οἱ Μάρτυρες" - конечно, Фирс и Агни́я.).

В "НКС" на с527 (21.01): "Мц Агнии девы (+ ок. 304)", то же в Минее. У греков http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1817/sxsaintinfo.aspx это - память Анны: "Ἡ Ἁγία Ἁγνὴ ἡ Μάρτυς" - ещё одна, отдельная Агни́я! Потому что у тех же греков 20 числа http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1830/sxsaintinfo.aspx - "Ἡ Ἁγία Ἄννα ἡ Μάρτυς" - Анна.

Как видим, НКС и Минея довольно неуклюже пытались "развести" две разные памяти (исходя из того, что речь идёт о ДВУХ разных святых, - об этом ниже) путём игры с именами: Анна (Агния) под 21.01 - уже устоялось, вот и решили ту, что 20 числа, сперва назвать Анной (мол, какая разница, одно и то же имя), но к моменту выпуска Миней спохватились и придумали "Агну".

Чем нам может помочь ресурс https://en.wikipedia.org/wiki/January_20_(Eastern_Orthodox_liturgics) и https://en.wikipedia.org/wiki/January_21_(Eastern_Orthodox_liturgics) ?

  • 20.01 среди православных святых: Martyrs Thyrsus and Agnes (5th century) [получаем дату - 5 век!]
  • среди Pre-Schism Western Saints: Martyr Anna at Rome

  • 21.01 среди православных святых: Virgin-martyr Agnes of Rome (ca. 304)

На http://orthodoxwiki.org/ 20.01: Martyrs Thyrsus and Agnes (5th c.) и Martyr Anna at Rome; 21.01: Virgin-Martyr Agnes of Rome (see also January 20) - т. е. с отсылкой на предыдущий день. Похоже, тоже пришли к тому, что святых - двое, а не трое.

У свт. Димитрия Ростовского под 21.01: "Житие и страдание святой мученицы Агнии девы" (далее упоминание о том, что она жила и пострадала в Риме, и со сноской: "Св. мученица Агния пострадала в 304-м году".

"Полный месяцеслов народов Востока", т.2. 20.01: Мучч. Фирса и Агны*. 1295. (Охр. Мед. 21 янв. собор их близ Елениановых). Муч. Анны* в Риме. Флор. 1295 (наверное Агна 21 янв.).

Там же, 21.01: Св. муч. Агнии* девицы в Риме, † ок. 304. Фирса и Агны*. Охр. Сирм. Мед. (20 янв.).

Встречаются и другие, в т. ч. дублирующие памяти - обычно с отсылками к главным: 16.01 - "Муч. Агны. Охр. Екл. (21 янв.)"; 5.07 - "Свв. мучч. Анны и Кириллы при Диоклитиане. Вас. Петр. 240. (Это Агна или Агния 21 янв. и Киприлла 4 июля с Феодором. Антон 6 июля одной Агны. Капп. 7 июля Киприллы)", 6.07 - "Муч. Агны. Антон. (5 июля)"; 14.01 - "Св. муч. Агнии в темнице. 1295. (отлична он Агнии 21 янв.)", 1.02 - "Агнии римской. Сирм. 239. (21 янв.)", 23.06 - "Муч. Агнии. До Мак. и Мак. житие (янв. 21)".

Житие под 21.01:

> Муч. Агния. В Деяниях св. (Iann. Т. II. р. 350) помещена жизнь ее, писателем которой
называется Амвросий медиоланский, далее пространные сказания об ее мощах и последующих чудесах на западе, где она особенно чтится. Мазвохий (III. 921) кончину ее относит к. 259 году, а Рюинарт доказывает, что кончина ее последовала ок. 304 года (Асtа mart. sinc. III). Последнее наиболее общепринято у ученых (сн. Штадлера). „Хотя ученые не признают сказания о ней Амвросиевым; тем не менее св. Амвросий в одном из подлинных своих сочинений (de virginibus. lib. I. с. 2) говорит о св. Агнии согласно с упомянутым сказанием, не упоминая только о событиях по смерти ее. В прославление подвига целомудрия ее Пруденций (V в.) сложил ей особое песнопение (περὶ στέφ. XIV), также и папа Дамас (IV в. Саrm. XXIX. Раtrol. Т. ХIII); оба кратко, но в совокупности почти тоже повествуют, что в упомянутом сказани». Св. Димитрий ростов. стр. 155. Об ней говорят еще Иероним (epist. 130 аd. Demetr.) и Августин в слове на день ее (Serm. 273 и другом 354). В древних римских мартирологах память ее показана и 21 и 28 января потому, как думают, что в первой день было собрание верных при гробнице святой на Номентанской дороге, а в 8 день после того (осtаvа) на самом месте страдания ее на площади огональской. (См. примеч. в Узуарду). Касательно дня ее кончины западные ученые колеблются: одни относят ее к 21, а другие к 28 января. Древнейшие календари: Бухерианской и Карфагенской и сакраментарий папы Геласия ставят ее 21 января и, вероятно, это был день ее кончины, а попразднство (осtаvа) 28 января (Неrzog. XIX. 29). По мнению некоторых западных ученых 26 было рождение ее по плоти. (Binterin Deвkоurd. V, 1. 320). О мощах ее в Царьграде при Феодосии Младшем говорит Феодор чтец. Без сомнения, это часть ее мощей. Ныне мощи ее почивают в загородной церкви ее имени по дороге Номентанской, а глава в церкви: Святая святых.

Житие под 5.07:

> Мучч. Анна и Кирилла. Месяцеслов Василия 5 июля о Киприлле говорит тоже, что в
славянском прологе говорится об ней под 4 июля в сказании о Феодоре киринейском. В Петровом прологе и 1 редакции месяц. Василия она называется также Киприллою 5 июля, следов. Кирилла и Киприлла одно лице. _Анна называется Агною не только в греческих памятниках, например в Василиевом месяцеслове, Петровом прологе, но и в славянских: например, в стишном прологе 1370 года, киевском печатном месяцеслове 1672 года. В 1 редакции месяцеслова Василия стоит: Чистые, в святцах № 51 Чистины т. е. Αγνῆς — непорочныя, чистые*. Об Агне месяцеслов Василия говорит, что она многих блудниц увещаниями своими обратила ко Христу и за то отведена в блудилище, но сохранена Ангелом, воскресила в глазах мучителя умершего, но сожжена, как волшебница; следовательно это одно лице с Агниею, память коей совершается 21 января:.

Далее, в списке имён - уже "разобранные" по основным памятям: Агния* (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агния* в темнице, 14 янв. Агна*, 20 янв.

ВЫВОД. *_Итак, Фирс и Агния (Агна) (V в.) - это одна память, а Анна (Агния), дева Римская (ок. 304) - вторая.

Можно править исходя из этого? (Прошу снисхождения: температурю, голова соображает плохо, могут быть ошибки.)

Если да, то мне кажется, следует основную статью о Римской мученице переименовать так: Анна (Агния) Римская, создав перенаправление на неё с "Анна Римская", "Агния Римская" *и "Агна Римская". Я имею в виду вариант "Анна" поставить на первое место как преобладающий у греков. Ну, и внести соответствующие исправления в календарные статьи 21 января (это я сделаю вскоре сам) и 5 июля.

Жду отмашки.

Ответить