Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: О статьях

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: д.Александру Васильеву, а также вопрос А.Иванову
18.12.2014 18:25:20 в ответ на "Re: д.Александру Васильеву, а также вопрос А.Иванову" (д. Александр Васильев)

> > Пытался найти какие-нибудь сведения о том, почему, как Вы пишете, наши и чехи не хотели вписывать его имя в святцы. Ничего не нашёл!

См.: http://western-saints.livejournal.com/139818.html

В частности:

В конце 1992 г. митрополит Кирилл на заседании Синода РПЦ МП предложил канонизировать Войцеха Адальберта и внести его имя в русский месяцеслов. [...] Синод передал этот вопрос на рассмотрение Комиссии по канонизации святых, которая в 1993 г. попросила митрополита Кирилла представить дополнительные материалы к канонизации Адальберта. В частности, с дипломатической осторожностью комиссия предложила выяснить, как относится к предполагаемой канонизации Адальберта Пражского предстоятель Православной церкви Чехии и Словакии. В том же году комиссия попросила собрать сведения о чудесах от мощей Адальберта и о почитании его в народе. Наконец от Православной церкви Чехии и Словакии был получен резко негативный ответ, после чего вопрос о канонизации Войцеха Адальберта в РПЦ МП был закрыт. [...] Когда в мае 1997 г. в Калининграде проходили торжества в честь св. Войцеха Адальберта, представители православной Церкви «официально не включились в торжества».

> > Получается ли, что те, кто в ПЭ обозначен как "св." (а не "св. католич. Церкви"), всё равно не могут быть включаемы без индивидуального решения в месяцеслов "Древа"?

Как видите из этого случая - да. А в статье об Адальберте-Войтехе, когда она появится, нужно будет отразить как факт обдуманного официального отказа Русской и Чехословацкой Церквей от внесения его в святцы, так и факт двусмысленного упоминания его в ПЭ.

> до момента соборного осуждения ереси Католицизма в целом [...] Западная Церковь [...] оставалась Церковью, несмотря на многие вещи, которые нам не нравятся.

Соборное осуждение филиокве было еще при свт. Фотии Великом. И разрывы общения были не раз. И поиск веры при святом Владимире уже обнаруживал различие между (Восточным) Православием и (Западным) католицизмом. При этом есть и вполне определенно почитаемые западные святые вплоть до 1000-х годов включительно - например святые короли Стефан I Венгерский (+ 1038) и Олаф II Норвежский (+ 1030).

Окно между 794 и 1054 годами - "серая зона", требующая особой осторожности. Рассуждения о постепенном отпадении с "контрольными пунктами" в 794, 1014 и 1054 - не более чем приблизительная схема, разработанная современными французскими верующими для осознания их местных реалий. Вы сами упомянули церковную рецепцию - думаю этот критерий особенно важен в этом временном отрезке, и рассмотрение тут должно быть особенно тщательным.

> Почитание человека как святого, зафиксированное ДО такого-то года

Да, это конечно тоже весомый аргумент. Но стремления кодифицировать все критерии, мне кажется, нужно избегать, чтобы не скатиться в механистический подход. Почитание тоже бывает разным - Ваш пример со свв. Эдуардом и Викторией тому хорошая иллюстрация.

Ответить