Форум: О статьях

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 1809
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: д.Александру Васильеву, а также вопрос А.Иванову
16.12.2014 18:24:08 в ответ на "Re: д.Александру Васильеву, а также вопрос А.Иванову" (Харин, Илья Николаевич)

> В списке нет Адальберта-Войтеха Кенигсбергского, вокруг которого немало споров и которого Русская и Чехословацкая Церкви - если не изменяет память - официально отказывались вписывать в святцы.

Пытался найти какие-нибудь сведения о том, почему, как Вы пишете, наши и чехи не хотели вписывать его имя в святцы. Ничего не нашёл! Зато убедился, что Православная энциклопедия прямо именует Адальберта священномучеником и указывает день его памяти: http://www.pravenc.ru/text/63438.html Значит ли это, что можно создавать статью и велючать память в календарь? (Я не шучу и не ёрничаю, - я всерьёз спрашиваю.)

Я ни в коем случае не хотел бы открывать масштабную дискуссию о принятых на "Древе" критериях включения в календарь западных святых. Я не богослов, не знаток церковного права. Но я точно знаю, что до момента соборного осуждения ереси Католицизма в целом, - а таковое осуждение датировано не 794-м и даже не1014-м, а 1054-м годом, когда Западная Церковь была официально объявлена отлучённой от Церковного общения, - она оставалась Церковью, несмотря на многие вещи, которые нам не нравятся, и из которых Филиокве, возможно, далеко не самое худшее из зол (по выражению, кажется, о. Георгия Флоровского, Филиокве, возможно, могло бы быть терпимым хотя бы из уважения к блж. Августину). Куда хуже западная прелестная мистика со стигматами и прочими "чудесами"... в решете.

Что до строгости подхода, то я бы к критериям "Древа" добавил бы ещё один: почитание человека как святого, зафиксированное ДО такого-то года (я бы предложил 1054, но если здесь приняты за точки отсчёта 794 и/или 1014 - то одну из этих дат). Потому что, скажем, Карл Великий (чьи останки покоятся в Ахенксом соборе рядом с Ризой Божией Матери и другими святынями), скажем, скончался в 814 г., но канонизован только в 1165-м. Впрочем, думаю, это подразумевается. Но лучше бы сформулировать. :)

Ну и в виде лёгкого офф-топа: у о. Александра Шмемана в дневниках есть замечательная мысль о том, что в Православной Церкви тоже было не меньше, чем у католиков, всяких нарушений, отступлений, но она, в отличие от Католической Церкви, ни одного из искажений, прелестей и ересей не догматизировала. Аминь, и Богу слава!

Ответить