Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ХРИСТОДУЛ ПАТМОССКИЙ"

Олексій, гость Re: Дата 1111 г. vs 1101
01.04.2013 13:13:35 в ответ на "Re: Дата 1111 г.?" (Попов Алексей Александрович)

>> ..Убрать 1111 г. или снабдить его комментарием (тогда каким конкретно?)

Как то боязно что-либо советовать. Многое держится на авторитете книг свт. Дмитрия Ростовского или свт. Филарета Гумилевского. Хотя, возможно, что последние коррективы или комментарии в этих книгах были сделаны др. справщиками не позднее нач. вт. пол. 19 в. на основе тех данных, которые на тот момент были доступны. В любом случае, в историч. лит-ре осн. дата это 1093, альтернативная - 1101 г. На настоящий момент дата на офиц. сайте РПЦ – это 1111 г.

>Кстати, в статье и правда есть путаница…В результате получается как бы две горы и как бы два события.

В иннете встречается даже гора Ламос http://www.nsad.ru/articles/neizvestnaya-greciya

И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894: "Онъ подвизался сначала на вифинейскомъ Олимпе, усеяномъ въ то время большимъ числомъ аскетическихъ святилищъ, а потом оставилъ сонмъ здѣш нихъ монаховъ посетилъ (около 1045 г.) св. места Палестины и водворился наконецъ на горѣ Латрѣ. И эта гора была населена тогда многочисленными подвижниками . Большая часть изъ нихъ вели киновіальный образъ жизни, но весьма много было и анахоретовъ. Христодулъ поселился въ монастыре Стила, основанномъ св. Павломъ. Его добродетельная жизнь скоро пріобрѣла ему всеобщее уваженіе среди латрскихъ подвижниковъ; по ихъ просьбѣ, но противъ желанія самого св. Христодула, патртрхъ Косма (1075—1081) возложилъ на него управлеше всею горою съ званіемъ прота или архимандрита. Тяготясь, по свойственному великимъ подвижникамъ смиренію, этимъ званіемъ, св. Христодулъ въ марте 1079 года передалъ свои полномочія монахамъ Саввѣ и Лукѣ и собирался уйти съ Латра. Но прежде чемъ передача правь была утверждена патрхархомъ, на Латръ напали сарацины, разрушили некоторые монастыри, перебили многих ь монаховъ, а многихъ увели въ пленъ. Спасшіеся бежали въ разныя стороны. Св. Христодулъ съ некоторыми изъ своихъ сподвижниковъ удалился въ городъ Стровилъ. Здесь онъ былъ встрѣченъ монахомъ Арсеніемъ Скинури, который предложилъ св. Христодулу въ управленіе монастырь Кавалура. Чрезъ несколько времени Христодулъ переселился на близь лежаний островъ Косъ, где у Арсенія было несколько именій, и, по предложению последняго, задумалъ построить здесь Монастырь, на горѣ Пеліонѣ ..."

О том же, см. Institutional History. A и B http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-pub...pdf

P/S: Монастырь святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, его библиотека и архив: "В 1070 г. он поселяется в одной из обителей горы Латрос (…), а с 1076 по 1079 г. по велению патриарха Косьмы занимает пост прота этого монашеского сообщества. После разграбления турками патриаршего монастыря на горе Латрос, Христодул организовал экспедицию, одной из целей которой являлось спасение книг этой обители; эти книги были отправлены на хранение в библиотеку храма Св. Софии в Константинополе..." http://mosarchiv.mos.ru/trudy/publikatsii/668617/#.UVlN5ZZhDsg

Ответить