Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФЕОФИЛ ТИВЕРИОПОЛЬСКИЙ"

Олексій, гость Феофил(+716) и начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.)
23.10.2012 18:58:51

1) Родиной прп. Феофила исповедника по др. источникам были окрестности не Тивериады(Палестина), а Тивериополя (ныне Струница в Македонии), возле которого позднее им же был основан монастырь (См. Жития святых Дмитрия Ростовського http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitie=883 или Настольная книга церковно-священнослужителя С. В. Булгакова http://agiograf.narod.ru/books/bulgakov-nastolnaya-kniga/index0408.htm ). Что интересно, первые шаги политической карьеры Льва сделаны были именно во Фракии и Македонии.

2) Согласно тем же источникам, при имп. Льве Исавре прп.Феофил пострадал за иконопочитание в г.Никее, потерпев поругание и биение. Скончался он мирно в своей обители.

Если принять год преставления старца 716 г., то что было перед этим:

Лев Исавр, при имп. Феодосии II был отправлен на Кавказ, при имп. Анастасие II в 713 г. вернулся с Лазики и был назначен стратигом фемы Анатолик. С 715 г арабская интервенция. Не считая нужным вступать в борьбу за престол между Анастасием и Феодосием III, после победы последнего, Лев не признал нового правителя и объявил себя императором в апреле 716 г. Но только 25 марта 717 г. Феодосий III сложил с себя власть, и патриарх Герман венчал Льва III Исавра на царство. И все это на фоне арабского вторжения. Позднее, патриарх Герман не поддержал императора в его предиконобоческих потугах.

Далее, после года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили от Константинополя, потеряв до 150 тысяч, и только с 5 судами вернулись в Сирию.

Ок. 723 года император издал эдикт о насильственном крещении иудеев и монтанистов. В том же году арабский халиф Иезиду II (по некоторым данным, под влиянием толи Тивериадским раввина, толи некоего Висира, позднее вернувшегося из плена и вновь ставшего христианином и приближенным имп. Льва III) издал указ уничтожить всякие человеческие изображения на улицах, площадях и зданиях.

В следующем 724 г. часть иерархов Малой Азии открыто выступили против почитания икон. В 726 г. случилось извержение вулкана на морском дне к северо-западу от Крита и среди Цикладских островов образовался новый остров. Прошло десять лет от начала правления Льва Исавра пока не наступил период иконобочества.

И все же, в июне того же 726 г. новые иконоборческие настроения в армии вызвали обратную реакцию среди населения, когда арабы осадили Никею. Цитата:"Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы".

Если старец Феофил пострадал в г.Никее, то в этом городе это могло случиться не раннее 730 г, когда только что возведенный на патриаршество Анастасий издал свое циркулярное послание (συγγραφήν), в котором дал церковную санкцию на борьбу против икон. В любом случае, Тивериада (как и вся Палестина) в период (638—1099) под арабским владычеством. А вот во Фракии и Македонии было много переселенцев с Малой Азии, но где говориться что, в их среде были иконоборческие проявления в открытой форме до 730 г.

Источники:

Ответить