Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение новости "Ирина Языкова: Святые неразделенной Церкви -..."

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: список-282
29.11.2017 22:19:19 в ответ на "Re: список-282" (Михаил Сарни)

> Помилуйте, отче диаконе! Запад был очень разный. Стоит ли держать в памяти лубочные картинки средневековых католических ужасов (скажем, "видений блаженной Анжелы") из ранних книг протодиак. Андрея Кураева? Найдите ирландского святого V - IX вв., которому были свойственны прагматизм или чувственность.

Когда я говорю о чувственности, я имею в виду вовсе не обязательно "лубочное", "средневековое" и "ужасы". Видите ли, я по светской профессии музыковед, увлекавшийся также изобразительным искусством, не без связи с чем и женой себе выбрал искусствоведа. Так вот, для меня очевидна разительная разница между одноголосным и даже многолосным знаменным распевом - и католической органной (и не только) церковной музыкой, под влиянием которой русское церковное пение превратилось сейчас в то партесное безобразие, в которое превратилось. То же самое касается разницы между православной канонической иконописью и очень красивой, но чувственной западной скульптурой. Короче, я о том, что у нас на распятиях Христос изображается живым, как бы уснувшим, а у католиков - окоченелый труп. У них главный праздник - Рождество, а у нас - Пасха. Эта разница была очень и очень давно, каждый шёл своим путём - и в итоге пришли к той точке, когда оказалось: мы настолько разные, что и веру исповедаем разную... И именно это различие и привело ко всяким эротическим видениям "святых" католичек-истеричек. И там далеко не одна Анжела. Я прочёсываю латинский календарь и начиная уже с XI века регулярно спотыкаюсь об этих "мистичек".

А ирландцы и всяческие бритты, похоже, были принципиально другими, чем жители континентальной Европы. Так что я вовсе не склонен смешивать их с материковыми католиками, которые прочно наложили на Великобританию и Ирландию лапу после 1066 года.

> И опресноки и целибат имеют догматическую "подкладку". Особенно это видно во время военных действий "Запада" против "Востока" (ср. послание прп. Феодосия вел. кн. Изяславу).

Подкладку - если речь об опресноках, то да. (Про целибат - скорее учительно-дисциплинарную. Потому как в Новом Завете о браке "епископа" - читай: священника - говорится совсем иное.) Как и вино для причастия у нас, разве нет? Но - называемся православными и служим на кагоре...

> Филиокве лишь тогда громогласно вопиет, когда провозглашается в Символе Веры.

Да, конечно. Коронация Карла Великого, который, пардон, мало что смыслил в догматике, с филиокве в Символе веры - достаточный ли мотив в отказе ему в святости? Есть ли иные мотивы? Как там с народным почитанием, канонизацией (с учётом Вашего следующего поста - "утверждением культа"), [мощами, почивающими / останками, хранящимися] (ненужное зачеркнуть) в Ахенском соборе рядом с реликвиями Христа и Богородицы?

> > чёткий ответ на вопрос: считать ли святыми всех, канонизованных В ЦЕРКВИ (неразделённой, до 1054 года) или нет. Поэтому я и задал вопрос, на который Вы прямого ответа не дали: Какой принцип отбора имён положен в основу Списка-282?
> Отнюдь не всех. В список проекта (кажется, это уже список-283) вошли святые древней Церкви Запада, почитавшиеся народом Божиим до Великого раскола и почитаемые ныне православными христианами (составляем им службы, пишем иконы, ходим к святым местам, с ними связанным...)

Ясно, опять всё то же "современное почитание". Лично у меня нет уверенности в его обязательности. Димитрий Ростовский, Макарий Симонопетрский когда только могли, вставляли в свои житийные сборники сведения о святых, которых православные давно забыли. У Макария есть несколько житий о святых, опубликованных ВПЕРВЫЕ то в Будапеште или Бухаресте в конце 1990-х, то взятых из давно оставшихся в единственных экземплярах никому сейчас не известных сирийских месяцесловов... Налицо - попытка возрождения почитания, а не просто фиксация его наличия! (Кстати уж, если на то пошло, я бы принимал и существующее почитание того или иного досхизматического святого современными католиками, коль уж нет православного. Кстати, Димитрий Ростовский и Макарий Симонопетрский именно так и поступают.) Думаю, что содержащееся в Книге Правил (к сожалению, процитировать не могу - нет с собой, я на седмице в монастыре) повеление о почитании мучеников и прещения тем, кто их не почитает, касается вообще всех святых, а не только мучеников. Потому что тот, кто не почитает святых, прославленных Церковью - а значит, Богом, не почитает и Самого Бога.

> В списке есть мц. Годелива (+ 1070), почитание которой началось вскоре после ее кончины, и которую очень чтут православные Бельгии.

Да, я знаю об этом. И это как раз тот случай, когда признание святости человека, формально не находившегося в Церковной ограде, должно быть (по моему мнению) подтверждено не явочным порядком и не местным, а общецерковным постановлением!

> А богословов поздних там не будет...

Ох... Вот составили бы список западных святых до 1054 г., которых не следует чтить православным, с кратким указанием причин! )))

Ответить