Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АЗОВСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
дек. 1699 или февр. 1698
04.04.2017 00:34:05

> Первым настоятелем Азовского монастыря стал строитель Алексий, с 25 декабря 1699 года –- архимандрит Иоасаф

О архим. Иоасафе см., Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877, стб. 492, 848, 955:

У Строева дословно: "Азовскаго Предтечева архим. Іоасафъ, 19 дек. 1699, бывшій въ дек. 1712. (см. Донецкій)". Т.е. с 19 декабря 1699 года поставлен архимандритом. Но, настоятелем он видимо стал раньше, .

1) О строителе Алексие:

1588. – 7205 / 1696 – 97 гг. Документы, касающіеся воронежскаго стругового и плотового дѣла (устройство струговъ для азовскаго и донского отпусковъ и плотовъ для городового строенья въ Азовѣ и Таганрогѣ, высылка работныхъ людей изъ разныхъ городовъ, сыскъ нѣтчиковъ, расходованіе 1—13, 14— 16 (дача струговъ подъ церковную утварь строителю Азовскаго Предтеченскаго монастыря Алексію и азовскому соборному протопопу Ѳедору, запрещеніе брать струги для различныхъ нуждъ изъ „указного для различныхъ нуждъ изъ „указного числа".

  • Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. - Санкт-Петербург ; Москва, Кн. 14. – 1905, с. 191:

2) О поставлении игумена Иоасафа в архимандриты :

Изъ Духовной Дикастеріи: Въ прошломъ де 206-мъ году, по указу, блаженныя и вѣчнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго, Самодержца Всероссійскаго, и по благословенію святѣйшаго Адріана патріарха, показанной архимандритъ Іоасафъ переведенъ, Лихвинскаго уѣзда, изъ Успенскаго-Гремячева монастыря игуменомъ въ городъ Азовъ въ Предтечевъ монастырь игуменомъ же; о чемъ, въ томъ же 206-мъ году Февраля 4-го дня, ему, Іоасафу, и грамота настолная дана.— А въ 700-мъ году, по Его Императорскаго Величества указу и по благословенію святѣйшаго Адріана патріарха, онъ, Іоасафъ, въ тотъ же Предтечевъ монастырь опредѣленъ въ архимандриты, съ шапкою; а потомъ, когда оной городъ Азовъ отданъ въ Турецкую область, переведенъ онъ въ приписной онаго азовскаго Предтечева монастыря Донецкой-Успенской - Предтечевъ монастырь архимандритомъ же; и какъ въ Азовѣ, такъ и по переведеніи изъ Азова въ Донецкую пустыню, въ Патріаршей, нынѣ же въ Сунодалной области оной монастырь судомъ и росправою и духовными дѣлами вѣдомъ былъ; а указу де о томъ вѣдомствѣ не имѣется ...

  • 2450. О бытіи Успенскому-Предтечеву-Донецкову Монастырю въ вѣдомствѣ епископа воронежской епархіи, по прежнему, но только по духовнымъ и къ благочинію церковному принадлежащимъ дѣламъ // Полное собраніе постановленій и распоряженій по вѣдомству православнаго исповѣданія Россійской Имперіи, Том 7, с. 271-277:

где 206-й это [февраль 7206 – 5508 = 1698 год], а 700-й это [декабрь 1700 = 1699 год].

3) О том же, что в п. 2:

О состоянии церковных дел в Азове спустя три года после его взятия повествуют два документа из Уваровского собрания. Это копии, а может быть, черновики грамот патриарха Адриана. Одна из них, от 14 июня 1699 г. адресована Петру I, другая – от от 28 июня того же года - А.С.Шеину. В них сообщается, что к этому году Азовский Иоанно-Предтеченский монастырь уже существовал. Царь Петр пожелал, чтобы игумен монастыря Иоасаф был поставлен в архимандриты. Требование царь направил А.И.Шеину, а не лично патриарху, который в своем письме государю не только не возмущается вмешательством царя в чисто церковный вопрос, но даже выражает удовлетворение его усердием, сообщая о выполнении царского желания: «Благое убо твоего царскаго пресветлаго величества и ныне намерение и церкви Божией в красование состоится усердие: еже по твоему государскому повелителному указу иуниа в 10-й день, писа к нашей мерности из града Азова болярин Алексий Симеонович Шеин, что бы нам благословение нашего архипастырства подати во Азове сущему Предтечи святаго Иоанна игумену Иоасафу во архимандриты, и шапку архимандрическую ему туде послати. И наша мерность по твоему государскому таковому благоволению, еже к церковной лепоте, и к ползе гражданской имаши попечителство, всячески ради. Темже благодушие благодарите Господа Бога о всем по учителству святаго Апостола Павла, молившеся ему дателю благих, оному игумену Иоасафу тамо во архимандритах бытии по благодати и дару Святаго Духа благословляем, и шапку архимандрическую устроенною взяв в Чудове монастыре послахом, и носити во имени Господни в чиновном служении церковном повелехом, юже во святей божественней литургии идяй на первый вход да возложит на себе, и тако благоукрашается всегда в священнослужении Господу Богу».

  • Забелинские научные чтения: Исторический музей--энциклопедия отечественной истории и культуры, Том 169, с. 279

4) О том же, что в п. 3:

Вскоре после взятия Петром I Азова там был открыт Азовский Предтечев монастырь, в который в 1698 году был назначен настоятелем архимандрит Иоасаф. В 1700 году ему было «велено в Азове и по Дону, в донских казачьих городках всякие духовные дела ведать и в церковном благолепии надсматривать и между священниками во всяких их ссорах чинить расправление». («Воронежская старина», вып. 7. стр. 76).

Настоятелем вновь открытого Азовского монастыря в феврале 1698 года стал архимандрит Иаосаф.

P.S.: В 1700 году архимандриту Иоасафу было «велено в Азове и по Дону, в донских казачьих городках всякие духовные дела ведать и в церковном благолепии надсматривать и между священниками во всяких их ссорах чинить расправление». («Воронежская старина», вып. 7. стр. 76). Азовская митрополия была открыта указом Петра I от 21 июня 1701 года. О чем в нач. сентября 1701 года Петр I пишет письмо иерусалимскому патриарху Досифею [1].



[1]  № 394. Грамота к иерусалимскому патриарху Досифею, http://dlib.rsl.ru/viewer/01004483757#?page=532

Ответить