Обсуждение статьи "ВАССА СОЛУНСКАЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 750
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Вероятно, одно лицо с прп. Вассой Иерусалимской
23.06.2016 12:59:42 в ответ на "Вероятно, одно лицо с прп. Вассой Иерусалимской" (д. Александр Васильев)

> А я как раз, хотя раньше склонялся к этому, в итоге рассудил для себя иначе. И царицы разные, и одна в Иерусалиме обитель возглавляла, другая - недалеко от. И об Иерусалимской сказано, что о ней известно только от грузин, тогда как о Солунской написал Филарет Черниговский. И дни памяти разные...

В Палестинском сборнике за 1896 год всего пару раз упоминается Васса, игуменья монастыря Св. Мины:

Императоръ Маркіанъ, Пульхерія, папа Левъ - пишутъ посланія и письма ко всей палестинской монашеской общинѣ и къ отдѣльнымъ ея личностямъ (имп. Евдокіи, игуменьѣ Ваcсе)...

Болѣе, однако, чѣмъ все эти мѣры, принесъ пользы православию послѣдовавшій въ 456 г. переходъ въ лоно православной церкви императрицы Евдокіи...

При томъ громадномъ уваженіи, какимъ пользовалось имя Евдокіи среди монаховъ на Востокѣ, отвлечь ее отъ палестинскихъ монофизитовъ для императора Маркіана было весьма важно, но вслѣдствіе оппозиціоннаго положенія, занятаго вдовою Ѳеодосія II по отношенію къ византийскому двору, входить въ личныя сношенія съ нею ни самому Маркіану, ни Пульхеріи не было возможно. Послѣдніе избрали для этого иной путь: посредствомъ лицъ, близкихъ къ императрицѣ Евдокіи (игуменіи Вассы) [1], или пользовавшихся высокимъ авторитетомъ во всемъ христанскомъ Мірѣ (папа Левъ Великій), они стараются убедить ее въ ложности релипозныхъ взглядовъ палестинскихъ монаховъ-монофизитовъ.

1) Или только мне кажется, что во всей Палестине была только одна патрикия по имени Васса, которые была и близка к царице Евдокии и переписывалась с царицей Пульхерией?

2) Или только мне, на основе цитированного выше, кажется, что редакторы руководства Четьих-Миней Филарета Гумилевского, http://books.google.com/books?id=xZllAAAAQBAJ&pg=PT88, говорят о том что Васса вела переписку с императрицею Пульхериею и датируют эту переписку 451 годом? Т.е., если 451 год - это дата письма, а не смерть одного из корреспондентов, то корректнее было бы написать "не позднее 451 года", хотя думаю это лишнее - не позднее 451, 456 и т.д. слишком уж вилами по воде:

Родом из Солуни, игуменья монастыря близ Иерусалима, бывшая образцом чистоты и христианского подвижничества, ревнительница веры против еретиков евтихиан, была уважаема царственными лицами и вела переписку с императрицею Пульхериею (451 года).

См. так же "Васса Палестинская, игумения, преподобная" на ortho-rus, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_8453

UPD (о том же):

"В кон. 452 или нач. 453 г. Маркиан и Пульхерия отправляли письма архимандритам и монахам Иерусалима, в которых упрекали их в мятеже, убийствах, захвате Иерусалима...В кон. лета 453 г. против восставших были направлены войска во главе с комитом Дорофеем..." (Т.е., как датируют, письма, в том числе игуменье Вассе, были отправлены в кон. 452 - нач. 453 гг.)

"От общения с И. нек-рое время отказывалась и имп. Евдокия, но в 456 г., вероятно поддавшись уговорам правящих родственников, имп. Маркиана, Пульхерии, Валентиниана III и др., а также папы Льва и св. Симеона Столпника, умолявших ее оставить евтихиан и вернуться в лоно соборной Церкви, она решилась примириться с И." (Здесь прп. Васса под ником "и др." )

  • Попов И. Н., "Иувеналий" // Православная Энциклопедия, Т. 28, С. 358-362:
    • www.pravenc.ru/text/1237733.html

Ответить