ТАКАИШВИЛИ ЕВФИМИЙ СЕМЕНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прав. Евфимий Такаишвили
Прав. Евфимий Такаишвили
Такаишвили Евфимий Семенович [1] (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель, святой, праведный, человек Божий, Тбилисский

Память 3 января (Груз., Греч. [2])

Родился 3 января 1863 года в селе Лихаури в Озургетской области Грузии, в семье дворян Симеона Такаишвили и Гитули Накашидзе. В раннем возрасте осиротел и был воспитан дядей.

С раннего детства проявлял стремление к учению. Закончив образования в сельской школе, он поступил в Кутаисскую классическую гимназию, а в 1883 году, закончив ее с серебряной медалью, переехал в Санкт-Петербург, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году он завершил свое историческое образование и вернулся в Грузию, где преподавал в гимназии в Тифлисе с 1887 по 1918 год.

В 1895 году женился на Нине Полторацкой, дочери знаменитого в Грузии Тбилисского адвоката Ивана Полторацкого.

Глубокая вера и любовь к Богу и родине определяла путь Евфимия Такаишвили. В эти годы он объездил всю Грузию с целью изучения и спасения памятников архитектуры, вел археологические раскопки, занимался сбором и публикацией древних рукописей. В 1889 году он основал Экзарший Музей Грузии, где были собраны древние манускрипты и книги, священные предметы и копии многих важных фресок из древних церквей. Этот музей сыграл важную роль в возрождении интереса к истории Грузинской Церкви. В мае 1907 года он основал Грузинское общество истории и этнографии, которое возглавлял до 1921 года. В мае 1917 года предпринял экспедицию в оккупированные русскими войсками области турецкой Грузии для изучения древнегрузинской церковной архитектуры. Эта экспедиция укрепила Евфимия в Православной вере и любви к грузинской культуре, показав последствия насильственного отчуждения и исламизации края.

Такаишвили принимал деятельное участие в патриотических, социальных и культурных движениях Грузии первой четверти XX века. Так, он стал одним из 9 профессоров-организаторов Тифлисского университета; в 1918-1921 гоах он руководил здесь кафедрой археологии, читал, в частности, курсы по истории Церкви и эпиграфике. В 1917-1921 годах возглавлял также КИАИ – Кавказский историко-археологический институт в Тифлисе. Был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви. После объявления Грузией независимости состоял членом Учредительного собрания Грузинской Демократической Республики.

Со вступлением в Грузию советских войск, 11 марта 1921 года грузинское правительство отбыло во Францию. Туда же, по поручению правительства, были вывезены национальные ценности Грузии. Евфимию Такаишвили вверили хранение народного достояния, и он, вместе с женой, сопровождал их прелет во Францию [3]. Пребывая в Западной Европе он печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций. В эмиграции он ревностно сохранял собрание от притязаний грузинских эмигрантов на «семейные реликвии» и от предложений европейских и американских коллекционеров и ученых. Такаишвили даже пополнял коллекции на свои средства. При этом он часто жил в тяжелейших условиях. В 1931 году его жена умерла от голода, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода, холода и расстройства.

С приходом войны жизнь хранителя грузинского достояния сделалась еще тяжелей. Его квартира подвергалась обыскам нацистов. В конце 1944 года он обратился к директору Музея искусств Грузии Ш. Амиранашвили с просьбой спасти народные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями, если не будет погашен долг – плата за их хранение в Версальской публичной библиотеке. В декабре 1944 года И. В. Сталин на переговорах с Шарлем де Голлем лично просил последнего о возвращении ценностей в Грузию. В соответствии с их соглашением, 11 апреля 1945 года Такаишвили, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. Когда он вновь ступил на грузинскую землю, Евфимий глубоко поклонился и поцеловал землю, на которой стоял.

Такаишвили был принят с честью. Сразу по прибытии он был назначен профессором Тбилисского университета, 20 декабря 1946 года – избран действительным членом Академии Наук Грузинской ССР. Люди окружили его заботой и вниманием.

Но вскоре условия переменились. Приемная дочь Лидия Полторацкая, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована в 1951 году. В 1952 году ему было запрещено читать лекции в им же основанном университете, у его дома была установлена охрана, а посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. До конца своей жизни Евфимий Такаишвили оставался под домашним арестом. При этом, за период между 1946 и 1953 годом успел напечатать 16 научных трудов. 21 февраля 1953 года праведный Евфимий Такаишвили скончался от сердечного приступа и был похоронен три дня спустя. На похороны собралось около 40 человек.

Прав. Евфимий, человек Божий, Тбилисский. Икона
Прав. Евфимий, человек Божий, Тбилисский. Икона

Почитание

10 февраля 1963 года, в год столетия его рождения, его тело было перезахоронено в Дидубийском Пантеоне в Тбилиси. При вскрытии гроба, оказалось что не только тело, но даже его одежда и обувь не были тронуты тлением. Затем мощи святого были вновь перенесены, в усыпальницу при храме Давида Гареджийского на Мтацминдской горе над Тбилиси, где они покоятся и ныне. Тело его жены Нины было принесено из Левилля (Франция) и захоронено рядом с мощами праведного Евфимия 22 февраля 1987 года.

17 октября 2002 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал праведного Евфимия и провозгласил его «человеком Божьим».

Награды

  • Золотая медаль Санкт-Петербургской Академии Наук (1907).

Труды

  • Еще один из источников "Истории Грузии" царевича Вахушта, Санкт-Петербург, 1893.
  • Материалы для истории Грузии Тифлис, 1895.
  • «Разбор армазской надписи по фотографическому снимку», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1896, вып. 22, 1-10.
  • «Сон Пресвятой Богородицы», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1897, вып. 24, 2-13.
  • «Рукописание Адама и происхождение честного древа», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1897, вып. 24, 14-17.
  • «Заметки о двух рукописях апокрифического характера», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1897, вып. 24, 18-30.
  • «Хроника Эриставского Акафиста», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1901, вып. 29, 1-20.
  • Археологические экскурсии, разыскания и заметки, Вып. 1-5, Тифлис, 1905-1915.
  • МАК, вып. 10: Христианские памятники, Москва, 1909.
  • «Заметка о церкви в Зарзма и ее древностях», Известия Тифлисского государственного университета, 1919, вып. 1, 105-124.
  • Каталог выставки древнегрузинской архитектуры, Тифлис, 1920 (по-груз.).
  • «Древности Гулекарской церкви», ХВ, 1922, т. 6, вып. 3, 299-302.
  • Альбом грузинской архитектуры, Тифлис, 1924.
  • «Церкви и церковные древности Мегрелии», Известия Кавказского Историко-Археологического Института, 1927, т. 2, 69-85.
  • «Церковь в Ване, в Имерии, и ее древности», Известия Кавказского Историко-Археологического Института, 1927, т. 2, 86-110.
  • Археологическая экспедиция в Легхуми и Сванетию в 1910 г., Париж, 1937 (по-груз.).
  • Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли. 1907 г., Париж, 1938.
  • «Предалтарный крест Горис-Джвари», Труды Тбилисского государственного университета, 1948, т. 34 (А-В), 383-389.
  • «Древности Чхарской церкви», ВГМГ, 1948, 15-В, 169-179 (по-груз.).
  • «Еще об одной работе золотых дел мастера Мамне», Сообщения АН Грузинской ССР, 1949, т. 10, № 6, 381-384.
  • «К чтению одной надписи Давида Строителя» Сообщения АН Грузинской ССР, 1949, т. 10, № 8, 505-507.
  • «Древности Чхарской церкви. Ч. 2», ВГМГ, 16-В, 1950, 203-210 (по-груз.).
  • «Древний храм в Перевиси», Труды Тбилисского гос. Университета, 1950, т. 41, 69-70 (по-груз.).
  • Археологическая экспедиция 1917 года в южные провинции Грузии, Тбилиси, 1952.
  • “Georgian Chronology and the Beginning of Bagratid Rule in Georgia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1936, vol. 1, # 1, 9-27.
  • “The Icon of the Crucifiction in the Dsalenjikha Church in Megrelia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1936, vol. 1, # 2/3, 14-23.
  • “Four Basilean Churchеs of the Qvirila Valley,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1936, vol. 1, # 2/3, 154-173.
  • “Antiquities of Georgia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1937, # 4/5 (Rustavely Volume), 96-116.

Документы

  • ИР АН Грузии, Ф. 27.

Литература

  • «Труды [Е. С. Такайшвили]», гр. Уварова, П. С., Бороздин, И. Н., ред., Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.), Москва, 1915, т. 2, 194-196.
  • Кавказский историко-археологический институт за 1917 год, Пг., 1918, 1-2, 8-9.
  • Метревели, Р. В., Бадридзе, Ш. А., Е. С. Такаишвили, Тбилиси, 1962 (по-груз.).
  • «Библиография трудов академика Е. С. Такаишвили», Подг. к изданию и биогр. очерк Е. Л. Келенджиеридзе, Тбилиси, 1963.
  • Академик Е. С. Такаишвили: Жизнь и деятельность: Сборник статей, Тбилиси, 1966 (по-груз.).
  • Келенджиеридзе, Е. Л., сост., Архив академика Е. С. Такаишвили: Описание, Тбилиси, 1972 (по-груз.).
  • Сургуладзе, А. Н., Е. С. Такаишвили: (Жизнь и деятельность), Тбилиси, 1977 (по-груз.).
  • Гейро Р., «Из архива Ильи Зданевича», Минувшее, вып. 5, 124, 140.
  • Рвост, № 5, 102.
  • Мегрелидзе, И. В., Еквтиме Такайшвили: (Жизнь и деятельность), Тбилиси, 1989 (по-груз.).
  • Ломтатидзе, Г. А., Летописец грузинской культуры: Э. Такаишвили, Тбилиси, 1990 (по-груз.).
  • Кавиладзе, Р. Я., Мамацашвили, М. Г., Переписка Н. Я. Марра и Е. С. Такаишвили, Тб., 1991 (по-груз.).
  • Благовещенский, 1992, 459-462, 469-471.

Использованные материалы

  • Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 36-40.
  • Статья из книги Васильков, Я. В., Сорокина, М. Ю., Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991), Санкт-Петербург, Петербургское Востоковедение, 2003:



[1]  До революции по-русски фамилия писалась как Такайшвили.

[2]  Страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1276/saint.aspx

[3]  Так у прот. Захарии Мачитадзе. По сведениям книги Люди и судьбы Н. Жордания вывез ценности морем из Батуми.

Редакция текста от: 12.10.2015 02:22:02

"ТАКАИШВИЛИ ЕВФИМИЙ СЕМЕНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google