ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Фульгентий Руспийский. Икона
Свт. Фульгентий Руспийский. Икона
Фульгентий Руспийский [1] (462/467 - кон. 520-х/нач. 530-х), епископ, святитель; на Западе почитался как Отец Церкви

Память 1 января (Греч. [2]) [3]

В миру Фабий Клавдий Гордиан Фульгентий (Fabius Claudius Gordianus Fulgentius), родился в 467 году [4] в Телепте в семье сенатора Гордиани. Отец умер, когда Фульгентий был очень молод, но заботами благочестивой матери Мариамны он получил хорошее образование, научился греческому и латыни. Приобрел уважение за рачительность и почтение к матери, благодаря своим качествам стал прокуратором Визацены (на территории современного Туниса) при Гунерихе. Перед ним открывался путь к блистательной карьере, почестям и богатству. Однако под влиянием творений блаженного Августина он решил оставить всё, что связывало его с миром, и стать монахом.

Он обратился к епископу Фавсту, изгнанному из своей епархии вандальским королем Гунериком и основавшему обитель в Визацене. Тот колебался, прежде чем принять в монастырь утончённого аристократа, опасался, что из-за физической слабости он не сможет вести суровую иноческую жизнь, и пытался отговорить 22-летнего Фульгентия. Но настойчивость юноши и усердие, которое он показал в монашеских трудах, рассеяли сомнения, и он был принят на испытательный срок. Его мать пыталась забрать его из монастыря, но Фульгентий остался в обители и был со временем принят в братию.

Из-за начатых арианами гонений община вскоре рассеялась, и святой перешёл в соседнюю обитель, где настоятель Феликс доверил ему управление мирскими делами монастыря. В 499 году, во время очередного арианского преследования, они бежали в город Сикка Венерия (ныне Эль-Кеф, Тунис). Здесь они проповедовали православное учение о двух природах Иисуса Христа, за что были схвачены местным арианским священником и подвергнуты пыткам. Однако затем арианский епископ, изумлённый твёрдостью православных, велел отпустить их. На некоторое время святой Фульгентий и другие монахи обрели покой в местечке Мидиди у мавританской границы.

Желая подражать добродетелям отшельников, подвизавшихся в Египте, Фульгентий намеревался отправиться туда, однако в Сиракузах он услышал, что Египет давно населён еретиками, и повернул в Рим, где молился на могилах апостолов, а затем вернулся в Визацену. Здесь один знатный христианин, преданный почитатель добродетелей преподобного, поручил ему основать монастырь. Святой исполнил поручение, а сам тайно ушёл, ибо желал жить в одиночестве и полностью посвящать себя молитве, чтению и простому труду. Однако епископ Фавст велел ему вернуться к обязанностям настоятеля и рукоположил Фульгентия в сан священника. Слава о нём быстро распространилась, и ему не раз предлагали одну из многих епископских кафедр, овдовевших во время гонений короля-арианина Трасамунда. Фульгентий неоднократно отказывался, зная, что Трасамунд приказал занимать эти епархии только арианам.

В 308 году, после кончины Руспиийского епископа, Фульгентия убедили стать его преемником. Его добродетели произвели большое действие на паству: он ни в чём не изменил того образа жизни, к которому приучил себя в пустыне. Епископ соблюдал крайне строгий пост и проводил все ночи в молитве.

Король вандалом Трасамунд, разгневанный упорством православных епископов, сослал 60 из них на Сардинию. Римский папа Симмах ежегодно помогал им провизией и деньгами. В числе изгнанников был и епископ Фульгентий. Он утешал и поддерживал товарищей по ссылке, хотя был самым молодым из них, и вскоре прославился как выдающийся богослов и оратор.

В 515 епископ Фульгентий возвратился в Африку по приглашению короля Трасамунда для открытого дебата с арианскими епископами. Его книга "Ответ на десять возражений" является собранием аргументов в защиту Халкидонского исповедания веры. Трасамунд был очень впечатлён учёностью Фульгентия, и чтобы избежать распространения его писаний среди народа, приказал, чтобы впредь все его аргументы были представлены только устно. В ответ Фульгентий написал "Три книги королю Трасамунду" с опровержением арианства и снискал ещё большее уважение короля, который позволил ему остаться в Карфагене. Однако возобновление жалоб со стороны арианского духовенства заставило Трасамунда вновь выслать Фульгентия на Сардинию в 520 году. Здесь, в Кальяри преподобный основал монастырь, где продолжал иноческие подвиги во главе многочисленной братии, а также писал труды для просвещения христиан Африки.

В 523 году Трасамунд умер, и на престол взошёл его православный сын Хильдерик, прекративший многолетние преследования православных. При нем Фульгентий вернулся на свою кафедру в Руспию (Ruspe) и приступил к восстановлению порядка в епархии. Его проповеди были столь глубоки, что его архиепископ Вонифатий Карфагенский плакал, когда слышал их, и благодарил Бога за дарование его Церкви такого проповедника.

Достигнув преклонного возраста, преподобный Фульгентий удалился в монастырь на острове Керкенна, где в безмолвии, слезах и молитве готовился оставить этот мир. Через некоторое время, уступив настоятельным просьбам прихожан, он вернулся в Руспию. Здесь он смиренно испросил прощения у священников и монахов своей епархии за обиды, которые он мог им причинить, и увещевал их жить в вере и любви ко святым добродетелям.

Святой Фульгентий скончался 1 января 533 года [5]. Его называли самым учёным и самым праведным епископом того времени.

Почитание

Святой Фульгентий пользовался величайшим почитанием издревле. Уже в 534 году Карфагенский Поместный Собор, постановления которого были утверждены V Вселенским Собором в 553 году и некоторые из которых вошли в нашу Книгу Правил, называет Фульгентия святым. На V Вселенском Соборе Карфагенская Церковь была представлена Секстиллианом, епископом Туниса. Житие св. Фульгентия, составленное вскоре пос­ле его кончины Карфагенским архидиаконом Феррандом, называет Фульгентия святым отцем и учителем Цер­кви, ставя его в один ряд с Амвросием Медиоланским, блаженным Августином и блаженным Иеронимом. Святитель Исидор Севильский именует св. Фульгентия "светочем Церкви".

Так как в своём иноческом делании святой Фульгентий руководился правилами Кассиана Римлянина и ввёл их в основанной им обители, то особенным почитанием его имя пользовалось в монастыре преподобного Кассиана в Марселе, а также в монастыре преподобного Венедикта в Монтекассино.

После разорения Африки мусульманами мощи святителя Фульгентия были перенесены около 714 года в Галлию, в город Бурж. Впоследствии они были уничтожены во время Французской революции.

Труды

От св. Фульгентия осталось много творений. Его работы показывают знакомство с греческим, а также глубокое согласие с Августином Иппонским. Так, он написал монументальное опровержение Фауста Риезского, в котором встал на крайние августинианские позиции о радикальном растлении падшей человеческой природы и полном бессилии свободной воли, без благодати неспособной ни к какому добру, приятному в очах Господа.

Многие из его работ направлены против арианства и пелагианства. Сохранились некоторые из его писем, а также восемь проповедей.

Среди его трудов имеется "Изложение веры", являющееся точным текстом того "Символа, рекше исповедания, во святых отца нашего Афанасия, патриарха Александрийскаго", который помещается в начале славянской Псалтири. Поэтому существует мнение многих исследователей [6], что этот Символ составлен св. Фульгентием. Не соглашаясь с таким, противоречащим церковной традиции мнением, можно однако думать, что св. Фульгентий придал существующую окончательную форму Символу св. Афанасия, так как этого Символа в такой форме нет в творениях св. Афанасия, и так как многие филологические соображения заставляют думать, что в существующей форме Символ переведен с латинского языка.

Литература

  • Исидор Севильский. История Вандалов (HISTORIA VANDALORUM) п.81:
  • Ист. Уч. об отц. Ц. Филар., ч. 3, 137, пр. 7.
  • Косолапов.
  • Cross, F. L. and Livingstone, E. A., eds., The Oxford Dictionary of the Christian Church, London: Oxford University Press, 1974, "Fulgentius".
  • Католическая энциклопедия.
  • Burns, Paul, Butler's Lives of the Saints: New Full Edition, Collegeville, MN: The Liturgical Press, 1995.

Использованные материалы

  • Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 27-29
  • Архиеп. Нафанаил (Львов), Доклад о почитании африканских святых, 22.XII.1953:
  • Дворкин Александр. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, гл. XVIII. "Распространение христианства на Западе":



[1]  Или Руспский.

[2]  Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 27-29; страница календаря на официальном сайте Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, http://www.goarch.org/chapel/dateceleb_view?m=1&d=1&y=2015

[3]  В древней Западной Церкви память праздновалась 2 января на следующий день после кончины, а также 6 мая в день перенесения мощей в Галлию. В Северной Африке память его отмечалась 3 января, см. страницу немецкого католического портала Ökumenisches Heiligenlexikon, https://www.heiligenlexikon.de/BiographienF/Fulgentius_von_Ruspe.htm.

[4]  По другим данным, в 462 году.

[5]  Разные источники приводят также 527, 529 и 532 годы.

[6]  Например, кардинала Лавижери.

Редакция текста от: 09.05.2016 16:52:19

"ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google