Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАМАНТ КЕСАРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мч. Мамант Кесарийский. Кипрская икона
Мч. Мамант Кесарийский. Кипрская икона
Мамант (Мама) Кесарийский (греч. Μάμας, Μάμαντος; + 275), мученик [1]

Память 2 сентября, 12 июля - память освящения храма в Сигме, неподалёку от Влахерн в Константинополе, после пожара 469 года (Греч. [2]) и в Соборе Кипрских святых (Греч. [3])

Мамант появился на свет в темнице, куда были брошены его родители-христиане Феодот и Руфина, которые жили в середине III веке в пригороде г. Гангры в Пафлагонии (Малая Азия), не скрывая своей веры, и многих обратили ко Христу. Наместник Фавст приказал схватить Феодота, но из-за его знатного происхождения не мог предать на мучения и отправил на суд в Кесарию Каппадокийскую. Руфина, которая в то время ждала ребенка, добровольно последовала за мужем. Феодот, видя жестокость наместника Кесарии и зная о своих телесных немощах, просил Бога принять его душу до мучений из опасения, что не выдержит пыток. Господь внял его молитвам, и Феодот мирно преставился в темнице. От скорби Руфина раньше времени родила сына и вверила его попечению Божию, а сама молилась, чтобы Господь удостоил ее последовать за супругом. После смерти матери младенца усыновила знатная горожанка по имени Аммия. Она воспитала Маманта в благочестии, отрок преуспевал в учении, и все дивились его разуму.

Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с шести лет участвовали в совершении жертвоприношений, Мамант стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в некоторых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до Маманта, наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. Мамант был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества [4] и Метафрастовому Мученичеству [5], Мамант было тогда 15 лет. В старославянском переводе анонимного Мученичества указан другой возраст - 11 лет [6], в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии Маманту было 12 лет [7]. В энциклике говорится, что Мамант в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет [8]. Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить Маманта. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. Мамант обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного Маманта мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить Маманта камнями (в др. версии - бить камнями по устам [9]). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие розы [10]. Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там.

После чудесного спасения Мамант постился на горе 40 дней и 40 ночей, вопрошая Бога, для чего Он призвал его сюда. И Господь открыл ему, как жить дальше. По указанию свыше Мамант ударил упавшим с неба жезлом о землю и в образовавшейся расщелине обнаружил Евангелие (спрятанное, согласно арм. Мученичеству, скрывавшимися в горах христианами [11]). Святой построил на этом месте небольшую церковь, в которой молился. Когда Мамант читал Евангелие, к нему сходились лесные звери, как овцы бегут к своему пастырю. Животные собирались повелением Св. Духа, внимали слову Божию, как разумные существа, и каждый своим гласом славил Создателя. Из молока ланей и диких коз, приходивших к нему, Мамант изготавливал сыры, которыми питался сам, но бо́льшую их часть раздавал беднякам в Кесарии.

Когда о чудесном пастыре узнал новый наместник Кесарии Александр, то послал за ним воинов. В горах им повстречался юный пастух, который спросил их, кого они ищут. Воины ответили, что наместник приказал схватить и привести на мучения чародея по имени Мамант. Пастух пообещал указать им местонахождение разыскиваемого, но сначала предложил отдохнуть и подкрепиться в его хижине. Когда Мамант угощал воинов хлебом и сыром, к хижине стало собираться множество зверей. Хозяин успокоил воинов и сказал им, что он и есть тот самый Мамант, которого они ищут. Т. к. воины не решались схватить мученика, он пообещал, что вскоре сам придет к городским воротам, и просил ждать его там. Воины пошли вперед, а Мамант призвал льва и велел зверю явиться в цирк, когда Маманта приведут туда на мучение. Затем святой отправился в Кесарию и вместе с воинами вошел в город.

Наместник Александр спросил Маманта, какими волхованиями и чарами он укрощает диких зверей и повелевает ими. Святой ответил, что он не чародей, но раб Иисуса Христа, а звери подчиняются ему по повелению Св. Духа [12]. Наместник приказал подвесить Маманта, бить и строгать железными когтями его тело. Но мученик, как и прежде, мужественно переносил страдания. Тогда Александр решил сжечь Маманта в печи. Пока шли приготовления, святого заключили в темницу, где находились еще 40 христиан. По его молитве в полночь открылись тюремные двери и все узники получили свободу, а в темнице остался только Мамант. Когда его бросили в раскаленную печь, то по воле Господа жар превратился в прохладу, как в случае с отроками Вавилонскими. Наместник назвал эти чудеса чародейством и отдал мученика на съедение зверям в цирке. Но медведь и леопард вместо того, чтобы разорвать святого, стали ласкаться к нему. Тогда Александр велел изловить льва и выпустить его на арену. Но тот произнес человеческим голосом: "Ты - пастырь мой, пасший меня на горе!" После этого ангелы затворили двери цирка. Лев кинулся на трибуны и растерзал множество ненавистников христиан - язычников и иудеев, не тронув только наместника и его стражников, которых Мамант велел ему оставить живыми. Мученик отослал льва в горы, но Александр велел привести к нему др. льва - неподвластного мученику, свирепого и одержимого лукавым духом. Когда он был доставлен, наместник снова призвал Маманта в цирк и натравил на него хищника. Однако и этот зверь с благоговением припал к стопам мученика. Зрители-язычники в ярости начали побивать Маманта камнями, однако их удары не причиняли ему вреда. Тогда по приказу Александра один из гладиаторов накинулся на Маманта и распорол ему живот трезубцем (в русской агиографической традиции вместо гладиатора упомянут языческий жрец [13]). Убедившись в неизбежности кончины святого, мучители оставили его умирать. Удерживая растерзанную плоть руками, Мамант вышел из города. Метафраст добавляет, что струившуюся из раны кровь одна из верующих женщин собрала в кубок [14]. Пройдя два стадия, Мамант увидел в скале пещеру, зашел внутрь и там скончался.

Молитвословия

Тропарь, глас 4, из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой [15]

Я́ко боже́ственное прозябе́ние богови́дных страда́льцев,/ по́двиги страда́льчества му́жествуеши свяще́нно кре́постию ве́ры./ По́двиги бо па́че естества́ и чудесы́ мно́гими,/ Ма́манте великому́чениче, Спа́са сла́виши.// О, моли́ся, мо́лимся, о душа́х на́ших.

Кондак, глас 3 (подобен: Дева днесь:) [16]

Жезло́м, свя́те, от Бо́га тебе́ да́нным,/ лю́ди твоя́ упаси́ на па́житех живоно́сных,/ зве́ри же неви́димыя и неукроти́мыя/ сокруши́ под но́ги тя пою́щих,/ я́ко вси́, и́же в беда́х,// предста́теля тя те́пла, Ма́манте, и́мут.

Почитание

Мученчество св. Маманта Кесарийского. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Автор Зорзис Фука (1547)
Мученчество св. Маманта Кесарийского. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Автор Зорзис Фука (1547)
Мамант был погребен в этой пещере, и т. к. у его могилы совершались исцеления и др. чудеса, то позднее здесь построили церковь во имя святого. Свт. Василий Великий, еп. Кесарии Каппадокийской, говорит о св. Маманте как о заступнике жителей родного города: 
"Пусть вспомнят мученика все те, которые насладились им в сновидениях; которые, приходя на сие место, имели его содейственником в молитве; которым, будучи назван по имени, предстал он в деле; которых привел в дома из путешествия; которых восставил от болезни; которым возвратил детей уже умерших; которым продлил срок жизни" [17].

Строительство церкви мч. Маманта в Кесарии начали племянники равноап. имп. Константина Великого, Галл и Юлиан Отступник; последний до своего восшествия на престол в 361 году имел вид благочестивого христианина. Но святой явно не хотел, чтобы его храм был воздвигнут тем, кто в скором времени начнет гонения на Церковь. Поэтому работы в той части здания, которую возводил Галл, продвигались успешно, а все построенное за день Юлианом чудесным образом разрушалось ночью [18].

Около 530 года паломник Феодосий упоминает гробницу Маманта в Кесарии в числе наиболее почитаемых святынь Малой Азии [19]. По всей видимости, из Кесарии происходит свинцовая евлогия Маманта из Византийского музея в Афинах (VI в., по мнению В. Н. Залесской - X-XI вв. [20]), на которой мученик изображен сидящим на льве.

Почитание мученика быстро распространилось по всей Каппадокии. Его считали покровителем стад и пастухов. Молитвы к этому святому с просьбой оберегать стада содержатся в визант. Евхологиях [21]. Большая часть его мощей уже в IV веке находилась в посвященном ему храме в каппадокийском городе Мамасосе (ныне Гёкче близ Аксарая). Исцеления от них продолжались до новейшего времени, так что даже местные мусульмане почитали святого. При выселении в 1924 году греков из Малой Азии в Грецию турки не позволили им увезти с собой мощи св. Маманта. Греч. беженцы из Карвали (ныне Гюзельюрт) и Мамасоса поселились в Неа-Карвали недалеко от Кавалы, где был построен храм во имя свт. Григория Богослова. Во время паломнических поездок в Мамасос П. Христофоридису удалось привезти в Неа-Карвали части мощей Маманта, в т. ч. бедренную кость ([22]); одна из частиц в 2000 году была подарена им церкви св. Анастасии Патрикии в Перистери (в черте Больших Афин).

В конце IV века почитание св. Маманта распространилось в Константинополе. В 383 году свт. Григорий Богослов, бывший епископом Назианза в Каппадокии и затем занявший Константинопольскую кафедру, произнес в столице Слово в честь этого мученика [23]. Еще до 469 года в Константинополе была построена церковь во имя св. Маманта. Вскоре после захвата в 1067 году Кесарии сельджуками мощи мученика Маманта были доставлены в Константинополь в монастырь св. Маманта (по другой версии, в конце XII в.). В 1075 году предплечье Маманта и земля с кровью этого святого были подарены визант. имп. Алексеем I Комнином Лангрскому епископу Рейнару, который поместил их в кафедральном соборе г. Лангр в Шампани. Впрочем это сообщение содержит анахронизм,  Алексей Комнин стал императором в 1081 году [24]. После захвата в 1204 году Константинополя крестоносцами честная глава Маманта попала к Гарнье, еп. Труа, а в 1205 году Галон де Дампьер получил ее от кардинала Петра Капуанского и в 1209 году увез в Лангр, где она хранится в кафедральном соборе с привезенными в 1075 году реликвиями и с еще ранее приобретенной шейной костью Маманта.

Видимо, часть мощей св. Маманта с давнего времени пребывала в Иерусалиме, т. к. в Житии св. Радегунды, жены меровингского кор. Хлотаря I (511-561), написанном мон. Баудонивией, сообщается, что Иерусалимский патриарх подарил ей палец св. Маманта. Она поместила эту реликвию в монастырь Св. Креста в г. Пиктавий (ныне Пуатье) [25].

Значительная часть мощей мч. Маманта находится в церкви его имени в г. Морфу на Кипре. Возможно, противоречивая информация источников о мощах этого святого объясняется тем, что, по предположению Л. де Тиймона и болландистов, существовало два мученика с именем Мамант, сведения о которых впоследствии совместились. Один пострадал в Кесарии, другой - в Эгах или в Алании [26]. Как сообщает кипрский историк XV века Леонтий Махерас, каменный саркофаг с мощами Маманта чудесным образом приплыл в Морфу из Алании на малоазийском побережье [27]. На древность этой гробницы указывает надпись III века, высеченная неким Артемидором. Однако в XI веке, согласно Никите Серрскому, гроб мч. Маманта еще находился в Кесарии [28]. В Похвале прп. Неофита Затворника, написанной на Кипре в конце XII века, не упоминается о мощах св. Маманта в Морфу и, напротив, говорится о почитании Маманта в Кесарии [29]. При этом в произведениях, посвященных другим связанным с Кипром святым, прп. Неофит всегда приводит местные предания о них. А. Марава-Хадзиниколау предположила, что мощи Маманта попали на Кипр в период правления Лузиньянов и, возможно, это связано с семьей Дампьер, происходившей из Шампани [30].

В саркофаге с мощами св. Маманта имеется отверстие, из которого истекает целебное миро. Заступничество святого многократно проявлялось во время эпидемий чумы. Известны случаи, когда несколько капель мира из гробницы мч. Маманта укрощали шторм на море [31]. Особую помощь это миро оказывает при излечении глухоты. В благодарность за непрестанное заступничество киприоты построили на острове более 40 храмов во имя св. Маманта [32]. В XVII веке на Кипре Неофит Родинос переложил на разговорный язык Метафрастово Мученичество Маманта. В первой половине XVIII века путешественники зафиксировали кипрское предание, согласно которому мч. Мамант был вызван в Никосию к наместнику в связи со сбором податей. Верхом на льве он отправился в путь, взяв на руки ягненка, которого решил отдать в качестве налога. Наместник, испугавшись льва, отпустил пастуха, оставил ему ягненка и аннулировал налог [33]. Благодаря этой истории за помощью к мч. Маманту стали обращаться неплательщики налогов.

В Греции считают, что части главы св. Маманта хранятся в монастырях свт. Николая Чудотворца (Галатаки) на Эвбее (дар Екатерины II), вмч. Георгия Победоносца близ Эдипсоса на Эвбее, в Дионисиатском монастыре на Афоне, в церкви Успения в с. Кастро в Элиде (с 1895). Кроме того, небольшие частицы мощей находятся в монастырях и храмах Греции (в Иверском монастыре и в Дохиаре на Афоне, в Прусу и Дусику, в Варнакова женском Успенском монастыре, в монастырях мч. Маманта на Андросе, Рождества Пресв. Богородицы в Неа-Макри, вмч. Георгия Победоносца в Малесине, Пантократора близ Месолонги, прор. Илии на горе Парнас, Агия-Лавра близ Калавриты, Св. Троицы в Эйялии, Хрисоподаритиссы близ Патр, Малеви в 47 км от Триполи, Пояса Пресв. Богородицы, а также Честного Креста на Самосе, церкви Евангелистрии Пресвятой Богородицы на Тиносе, в церквах свт. Афанасия Великого в Архани, сщмч. Харалампия в Акрате, в 70 км от Патр, мч. Трифона в Диакофто, в 54 км от Патр, вмч. Димитрия на острове Саламин), Кипра (в Киккском монастыре), Св. земли (в храме Воскресения Господня и в монастыре равноап. Марии Магдалины на Елеонской горе), России (в Москве в Даниловом монастыре и в церквах Всех святых на Кулишках, прор. Илии в Обыденском пер., мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине и др., в Спасо-Парголовском храме Санкт-Петербургской епархии, в Иоанна Богослова апостола мужском монастыре в с. Пощупове Рязанской обл. и др.), Белоруссии (в Успенской церкви в Витебске), Украины (икона св. Маманта с частицей мощей, дар архиеп. Антония (Храповицкого), в Загаецком мужском монастыре святителя Иоанна Милостивого).

Почитание мч. Маманта также широко распространено в Ливане, где его именем названы мн. церкви и монастыри. В г. Дайр-Мимас память этого святого как небесного покровителя города празднуется 15 сентября.

В католических европейских странах помимо Франции св. Мамант почитается в Испании (считается, что части его мощей хранятся в монастыре мч. Маманта в Бильбао и в церкви равноап. Марии Магдалины в Сарагосе), в Португалии и Италии (особенно в Милане и Лукке).

Источники

Мученичество Маманта Кесарийского. Миниатюра из Минология Василия II. Первая четверть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 4)
Мученичество Маманта Кесарийского. Миниатюра из Минология Василия II. Первая четверть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 4)
Древнейшими источниками сведений о св. Маманте являются гомилии в его честь, написанные святителями Василием Великим и Григорием Богословом. В "Беседе на день святого мученика Маманта" свт. Василия Великого (ок. 370 или 376) из обстоятельств биографии святого упоминается лишь то, что Мамант был пастухом и происходил не из знатного рода [34]. Слово свт. Григория Богослова "На Неделю новую, на весну и на память мученика Маманта" приурочено к дню Антипасхи и скорее всего было произнесено 16 апреля 383 года. Святитель назвал Маманта знаменитейшим мучеником: "...прежде он доил ланей, которые одна перед другой поспешали напитать праведника необыкновенным молоком, а теперь пасет народ матери градов" [23].

В конце IV века - первой половине V века также были написаны не сохранившиеся до настоящего времени первоначальное Мученичество и т. н. аристократическое Житие св. Маманта, в котором в отличие от гомилии свт. Василия Великого подчеркивалось знатное происхождение этого святого. Они послужили источниками [35] греч. анонимного Мученичества [36], сохранившегося в нескольких вариантах; его отрывки содержатся в папирусе V-VI веков [37]. По всей видимости, это Мученичество было создано в V веке. Исследователи выделяют в "особую группу" рукописи [38], в которых повествование начинается со времени проживания св. Маманта на горе и сходно с лат. Мученичеством [39]. В конце X века Симеон Метафраст отредактировал анонимное Мученичество; в новой версии BHG, N 1018 опущены многие сверхъестественные события, исключена из него и проповедь Евангелия зверям. На Метафрастовой версии основана Похвала Маманту, написанная в конце XII века на Кипре прп. Неофитом Затворником [40]. Н. Клиридис опубликовал новогреческое Житие св. Маманта, созданное на основе анонимного Мученичества [41].

Мч. Мамант Кесарийский. Тондо из монастыря Гелати (Грузия, XI в.). Гос. музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили
Мч. Мамант Кесарийский. Тондо из монастыря Гелати (Грузия, XI в.). Гос. музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили
Древнейшее из латинских Мученичеств [42], изданное И. Делеэ по рукописи Taurin F. III. 16, X в. [43], имеет лит форму энциклики, с которой три епископа, Евпрепий, Кратон и Периген, обращаются ко всем христианам. Имена Периген и Кратон заимствованы из анонимного ересеологического трактата середине V века Praedestinatus [44]. В самой энциклике упоминается, что ее оригинал был написан на греческом языке [45]. А. Бергер предполагает, что энциклика создана на основе первоначального греч. Мученичества с добавлением вводной части [35]. Как повествуется в энциклике, отрок Мамант, ученик Кесарийского еп. Фавмасия, ушел подвизаться на гору близ Кесарии. Там он встретил отшельников Авду, Дана, Никифора, Милисия, Романа, Секунда, Дидима и Приска. В энциклике уделяется большое внимание взаимоотношениям Маманта с миром животных. Согласно этому источнику, проповеди Маманта с благоговением слушают не только лани и козы, но и львы, медведи, леопарды, волки, онагры, мифические единороги, дикие лошади, буйволы и др. звери [46]. Святой напоминает легендарного Орфея, чарующего животных [47]. Если в других Мученичествах не указывается, сколько времени Мамант прожил на горе, то в энциклике сообщается, что он провел там пять лет и шесть месяцев [48]. Описание мучений Маманта при имп. Аврелиане в общих чертах сходно с изложенными в греч. агиографических источниках. Делеэ считал, что нем. богослов и поэт Валафрид Страбон (+ 849) использовал энциклику при написании стихотворного Жития Маманта на латинском языке [49]. Однако, по мнению Бергера, в IX веке образцом для создания поэмы Страбона [50] и заметки о Маманте, сделанной Рабаном Мавром [51], послужило латинское Мученичество BHL, N 5192. В 1164 году новое латинское Мученичество Маманта [52] было составлено Годфридом (в источнике назван Гоффредом), еп. Лангрским [53]. По словам автора, оно основано на трех ранних источниках, один из которых принадлежит греческому архидиакону из Антиохии, второй - субприору храма Гроба Господня в Иерусалиме, а третий - одному из калабрийских монастырей. Бергер отмечает, что Годфрид излагает события в соответствии с версией Метафраста [54]. Перенесению честной главы Маманта в Лангр в 1209 году посвящено Сказание [55].

На анонимном греч. Мученичестве основываются двух сирийских, одно из которых начинается с повествования о пребывании Маманта на горе (версия В) [56], другое (версия А) включает рассказ о его родителях - Руфине и Феодоте [57], а также два армянских Мученичества [58]. По мнению Бергера и Х. Юнансардаруд, к анонимному Мученичеству восходит только сирийская версия А, версия В содержит текст в варианте, представленном в "особой группе" греческих рукописей и в латинском Мученичестве BHL, N 5192. Эти исследователи считают наиболее вероятным, что версия В является переводом латинского Мученичества BHL, N 5192, а не греческого текста [59].

Иконография

В иконописной традиции изображается римского типа, знатного происхождения, молод, с пробивающимися усами и бородой, лицем очень худ; одежда бедная пастушеская: короткая туника и плащ, в руках - посох, евангелие и хартия [60].

Литература

  • BHG, N 1017z-1022;
  • BHL, N 5191d - 5199;
  • BHO, N 589-592;
  • Θεόφιλος (᾿Ιωάννου), ἱεροδιάκονος. Μνημεῖα ἁγιολογικά. Βενετία, 1884. Σ. 338-351;
  • Basil. Magn. Hom. 23 // PG. 31. Col. 589-600 (рус. пер.: Беседа 23 на день св. мч. Маманта // Василий Великий, свт. Творения. М., 2012. Т. 1. С. 1069-1074);
  • Greg. Nazianz. Or. 44 // PG. 36. Col. 608-621 (рус. пер.: Слово 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта // Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2010. Т. 1. С. 551-558);
  • Bedjan. Acta. T. 6. P. 431-458;
  • Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908;
  • Bayan G. Le Synaxaire arménien de Ter Israël: Mois de Navasard // PO. 1910. T. 5. Fasc. 3;
  • Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 32;
  • Delehaye H. Passio St. Mammetis // AnBoll. 1940. Vol. 58. P. 126-141;
  • Berger A. Die alten Viten des hl. Mamas von Kaisareia: Mit einer Edition der Vita BHG 1019 // AnBoll. 2002. Vol. 120. P. 241-310;
  • Berger A., Younansardaroud H. Die griechische Vita des hl. Mamas von Kaisareia und ihre syrischen Versionen. Aachen, 2003;
  • Delehaye. Passions. P. 171-226;
  • Cignitti B. Mama // BiblSS. 1966. T. 8. Col. 592-612;
  • Janin. Églises et monastères. P. 314-319;
  • Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 210;
  • Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.) // ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190;
  • она же. Литургические штампы-евлогии: (Св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский) // Литургия, архитектура и искусство визант. мира. СПб., 1995. С. 236-242. (Византинороссика; 1);
  • K[azhdan] A., Ševčenco N. P. Mamas // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1277-1278;
  • Saxer V. Mamas (or Mammas) // EEC. 1992. P. 518;
  • Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου ῎Α. ῾Ο ῞Αγιος Μάμας. ᾿Αθήνα, 19952;
  • Χατζηχριστοδούλου Χ. Ο καθεδρικός ναός του Αγίου Μάμαντος στη Μόρφου. Λευκωσία, 2010.

Использованные материалы

  • О. В. Лосева, Э. Габидзашвили, Е. Е. Макаров, Ю. Н. Бузыкина. "Мамант" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 271-281 (использовано частично)



[1]  В месяцеслове Кипрской Православной Церкви великомученик и чудотворец. См "Μνήμη του Αγίου Μεγαλομάρτυρος Μάμαντος του θαυματουργού (2 Σεπτεμβρίου)", страница официального сайта Кипрской Православной Церкви, https://churchofcyprus.org.cy/25504.

[2]  Память: "Ὁ Ἅγιος Μάμας πέραν ἐν τῷ Σίγματι", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/109/sxsaintinfo.aspx; событие: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, 12 сентября, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1; дата: Лосева О. В. МАМАНТ [греч. Μάμας] († 275), мч. Кесарийский // Православная энциклопедия, т. 43, с. 274.

[3]  "163. Μάμας, μάρτυς (εκκλησίες στην Κύπρο και όνομα χωριού)" // Список Кипрских святых на официальном сайте Кипрской Православной Церкви - Κύπρος «Νήσος των Αγίων», - http://churchofcyprus.org.cy/27142; "163. Μάμας μάρτυς. Ὑπὸ τῶν Κυπρίων χρονογράφων καταριθμεῖται μεταξὺ τῶν Κυπρίων Ἁγίων, καίτοι οὖτος δὲν ἦτο Κύπριος οὔτε ἐμαρτύρησεν ἐν Κύπρῳ. Τὸ λείψανον, ὅμως, αὐτοῦ μετεφέρθη ἐκ Καισαρείας, ὅπου ἐμαρτύρησεν, εἰς Κύπρον καὶ κατετέθη εἰς τὸν πρὸς τιμὴν αὐτοῦ κτισθέντα ναὸν εἰς τὴν κωμόπολιν Μόρφου τῆς ἐπαρχίας Λευκωσίας. Χωρίον τῆς Κύπρου φέρει τὸ ὄνομα τοῦ Ἁγίου Μάμαντος καὶ περὶ τοὺς τεσσαράκοντα πέντε ναοὶ εἶναι ἀφιερωμένοι εἰς αὐτόν. Ἡ μνήμη αὐτοῦ ἑορτάζεται τὴν 2αν Σεπτεμβρίου." // Μακάριος Γ´, ἀρχιεπίσκοπος Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 1997. - https://churchofcyprus.org.cy/44985

[4]  напр., РНБ. Греч. 213. Fol. 12a

[5]  Θεόφιλος (᾿Ιωάννου). 1884. Σ. 341

[6]  ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 133

[7]  Berger. 2002. P. 298

[8]  Delehaye. 1940. P. 129, 135

[9]  Berger. 2002. P. 290

[10]  Θεόφιλος (᾿Ιωάννου). 1884. Σ. 344

[11]  Bayan. 1910. P. 479-480

[12]  Berger. 2002. Р. 304

[13]  ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 140; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий. К., 1764. Кн. 1. Л. 14 об.

[14]  Θεόφιλος (᾿Ιωάννου). 1884. Σ. 350

[15]  "Тропари и кондаки. Септемврий." // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) - https://ulita-n.livejournal.com/3021.html

[16]  Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 52 - http://korolev.msk.ru/minea/sep/sep53.html (кондак)

[17]  Basil. Magn. Hom. 23. 1 // PG. 31. Col. 589

[18]  Sozom. Hist. eccl. V 2. 12

[19]  Theodos. De situ Terrae Sanctae. 15 (рус. пер.: Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в. // ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 18)

[20]  Залесская. 1995. С. 240-241

[21]  Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 125, 473

[22]  Χριστοφορίδης Κ. Π., πρεσβ. Το Γκέλβερι (Παλιά Καρβάλη) και οι Εκκλησίες του. Νέα Καρβάλη, 2005. Σ. 74-76

[23]  Greg. Nazianz. Or. 44 // PG. 36. Col. 620

[24]  документ 1726 г.: Coulon A. A propos d'une relique de St. Mammès // AnBoll. 1928. Vol. 46. P. 78-80

[25]  Sainted Women of the Dark Ages. Durham, 1992. P. 95-96

[26]  Tillemont. Mémoires. T. 4. P. 685; ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 426

[27]  Leont. Makhair. Chronicle. § 33

[28]  PG. 127. Col. 1434

[29]  Νεόφυτος ὁ ῎Εγκλειστος. Συγγράμματα. Πάφος, 1999. Τ. 3. Σ. 116-124

[30]  Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 78-79

[31]  свидетельство T. Поркакки, 1576 г.- Cobham. 1908. P. 167

[32]  Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 38

[33]  Cobham. 1908. P. 297

[34]  Basil. Magn. Hom. 23. 2-3 // PG. 31. Col. 592

[35]  Berger. 2002. P. 278

[36]  BHG, N 1019

[37]  Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 59-60

[38]  Vallic. C 34, XIV в.; Bodl. Holkh. 26, XV в.

[39]  BHL, N 5192

[40]  BHG, N 1022 (Νεόφυτος ὁ ῎Εγκλειστος. Συγγράμματα. Πάφος, 1999. Τ. 3. Σ. 116-124)

[41]  Κληρίδης Ν. Προλεγόμενα καὶ κείμενον τῆς ἀκολουθίας τοῦ ἁγίου ἐνδόξου μεγαλομάρτυρος Μάμαντος τοῦ Θαυματουργοῦ // Κυπριακαὶ Σπουδαί. Λευκωσία, 1952. Τ. 15. Σ. 91-145

[42]  BHL, N 5191d

[43]  Delehaye. 1940. P. 128-141

[44]  Liber Praedestinatus. 19, 38 // PL. 53. Col. 593, 598

[45]  Delehaye. 1940. P. 141

[46]  Delehaye. 1940. P. 132

[47]  Delehaye. 1940. P. 126; Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου. 1995. Σ. 9-10

[48]  Delehaye. 1940. P. 131

[49]  Delehaye. 1940. P. 127

[50]  BHL, N 5197 (PL. 114. Col. 1047-1062)

[51]  BHL, N 5198d

[52]  BHL, N 5198

[53]  ActaSS. 1737. Aug. T. 3. P. 435-439

[54]  Berger. 2002. P. 274

[55]  BHL, N 5199

[56]  Gheyn J., van den. Acta Sancti Mamantis martyris aramaice nunc primum edita. Brux., 1890; Bedjan. 1896. P. 445-458; Berger, Younansardaroud. 2003. S. 47-73

[57]  Bedjan. Acta. T. 6. P. 431-445; Berger, Younansardaroud. 2003. S. 18-47

[58]  Bayan. 1910. P. 475-481

[59]  Berger, Younansardaroud. 2003. S. 11

[60]  Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон: http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=255...=35

Редакция текста от: 23.05.2021 18:29:17

"МАМАНТ КЕСАРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google