Пастофорий (гр. παστοφόρια) — вспомогательные богослужебные помещения по обеим сторонам центральной апсиды.
В раннехристианское время функции пастофориев различны (мемориальная часовня, баптистерий, диаконник), и при отсутствии археологических данных трудно определимы. Пастофории впервые упомянуты в Апостольских Постановлениях IV в. Там они описаны, как небольшие ризницы, пристроенные к зданию церкви, которые служили для хранения священных сосудов.
Сейчас этот термин, как правило, используется, чтобы определить два вспомогательные помещения, расположенные к югу и северу от центральной апсиды: диаконник и протезис. Позднее именно из двух пастофориев и центральной апсиды сформируется трехапсидная структура современной церкви. Само слово «пастофорий» впервые встречается у авторов IV в. при описании храмов северной Сирии, там пастофории играли роль ризницы или скевофилакия, т. е. служили местом для подготовки к Евхаристии.
Термин сохранился только в Сирии, в остальной части христианского мира к VI-VII вв. вместо «пастофорий» начинают употреблять ряд других терминов, различая функции помещений: диаконник, скевофилакий, протезис.
Литература
- Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 3 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1594.
- Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 69, 361, 181.
- Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
- Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
- Уайбру Х. Православная литургия. М. Библейско-Богословский институт. 2000.
- Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.
- Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
- Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVвв.). Л. 1987.