Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНАСТАСИЙ ПЕРСЯНИН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прмч. Анастасий Персянин, икона с сайта pravicon.com
Прмч. Анастасий Персянин, икона с сайта pravicon.com
Анастасий Персиянин (+ 628), преподобномученик

Память 22 января и 24 января [1]

Родился в Персии. Отец его Вав был магом, жрецом зороастрийской религии, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. В 614 году персидский шах Хосров II захватил Палестину, разграбил Иерусалим и увёз в свою страну Честное и Животворящее Древо Креста Господня, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию». Анастасий, звавшийся тогда Магундат, был новобранцем в персидском войске. Прослышав о многочисленных чудесах от Креста Христова, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердце коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина за Христа.

Придя в Кесарию, св. Анастасий был схвачен воинами, принявшими его за лазутчика. На суде перед марзпаном (шахским наместником) он исповедовал себя христианином, за что был закован в железные цепи и отведен на каменотесные работы. Видя, что нельзя поколебать мученика, его предали жестоким мучениям вместе с 70 узниками, среди которых было много христиан. Все они были удушены на берегу реки. Голову св. Анастасия отрезали и принесли царю, а тело бросили псам, но ни один не прикоснулся к нему. Инок, посланный из Иерусалимского монастыря, где подвизался св. Анастасий, подкупил стражу и похоронил мученика. Мученическая кончина святого последовала в 628 году.

Мощи и почитание

В том же году Иерусалим был освобождён от персов. Вскоре после этого епископ Илия, послан персидским католикосом к патриарху Модесту, пришёл в монастырь мученика Анастасия, и там игумен Иустин сообщил ему о своём желании получить мощи этого святого. Епископ вновь отправился в Персию вместе с монахом, который похоронил мученика в монастыре святого Сергия. Вначале братия не хотела уступать эту святыню, но после явления самого мученика Анастасия епископ всё же получил её. Отдав частицу мощей католикосу, он под охраной арабского отряда отправился в через Пальмиру и Тир в Кесарию Палестинскую. Жители города также пожелали иметь у себя частицу мощей, говоря, что мученичество святого Анастасия началось в Кесарии. Епископ Илия отдал и им часть святыни. После этого к нему присоединился игумен Иустин, и они привезли честные мощи в Иерусалим. Жители святого града устроили им торжественную встречу, поклонение мощам продолжалось до конца дня и всю ночь. На следующий день (согласно древнему сказанию о перенесении мощей, 2 ноября 631 года ("Православная энциклопедия" относит это событие ко времени через 10 лет после кончины мученика, т. е. к 638 году) с зажжёнными свечами и песнопениями они проводили мощи в монастырь Аввы Анастасия.

Впоследствии мощи святого Анастасия были перенесены в Константинополь, где в конце VIII века императрица Ирина построила храм в его честь. Честная глава мученика в 638 году, после взятия Иерусалима арабами была перенесена в Рим [2].

Житие святого Анастасия было написано сразу после его смерти и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины. В середине VII века Георгием Писидой (или патриархом Софронием Иерусалимским) было составлено похвальное слово Анастасию Прсиянину. В X веке житие святого было переработано Симеоном Метафрастом. Сохранились также отдельные свидетельства чудес, явленных от мощей святого Анастасия.

Кондак, глас 1 (из службы ап. Тимофея и прмч. Анастасия 22 января)

Боже́ственнаго ученика́ и спутеше́ственника Павлова Тимофея,/ вернии, воспои́м вси́,/ с си́м почита́юще му́драго Анаста́сия,/ возси́явшаго от Перси́ды, я́ко звезду́,/ и отгоня́щаго душе́вныя на́ша стра́сти// и неду́ги теле́сныя.

Использованные материалы

  • Житие из календаря на портале Православие.Ru:
  • "Память преподобномученика Анастасия Персянина" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 336-342 (материал использован частично)
  • "Перенесение мощей святого Анастасия Персянина в Палестину" / Там же. - С. 367-368.
  • Грацианский М. В., Лосева О. В., Беспахотная Е. П., Луковникова Е. А., "Анастасий Персиянин" / Православная энциклопедия, т. 2, с. 248-250:



[1]  Память перенесения мощей в Палестину в 631 г.

[2]  "Память преподобномученика Анастасия Персянина" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 342.

Редакция текста от: 12.12.2015 15:01:50

"АНАСТАСИЙ ПЕРСЯНИН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google