Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИМЕОН (ДУ)

Перенаправлено со статьи "ДУ ФЕДОР ЖУНЬЧЭНЬ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Шанхайский Симеон (Ду)
Епископ Шанхайский Симеон (Ду)
Симеон (Ду) (1886 - 1965), епископ Шанхайский.

В миру Ду Федор Жуньчэнь (杜潤臣), родился 11 февраля 1886 года в Китае, в православной семье. Отец его был псаломщиком. Род Ду (Ду – китаезированная фамилия Дубинин) пренадлежал к числу так называемых албазинцев – потомков русских казаков из гарнизона Албазинской крепости поселившихся в Пекине в 1685 году.

Во время боксерского восстания в 1900 году его отец, близкие родственники и сам Федор чудом избежали смерти.

Окончив в 1904 году курс духовной семинарии при Православной Миссии в Пекине, он несколько лет исполнял обязанности псаломщика и катехизатора.

На 22 году жизни в 1908 году был рукоположен начальником 18-й духовной миссии епископом Иннокентием (Фигуровским) во диакона и назначен в Благовещенскую церковь подворья Миссии в г. Харбине, где кроме диаконовского служения, исполнял обязанности миссионера, эконома и заведующего канцелярией.

В 1919 году много потрудился над изданием русских учебников для харбинских школ.

В последующие годы ему пришлось миссионерствовать во многих городах Китая: в Шанхае, Ханькоу, Хаймыне, Кайфыне, Чжандэ, Вейхое, Баодинфу, Калгане, Мукдене, Цицикаре и на станциях Маньчжурии.

С 1932 года проживал в Тяньцзине, где в 1934 году возведен в сан протодиакона, а 16 сентября 1941 года рукоположен во иерея с назначением на должность настоятеля Свято-Иннокентиевского миссионерского храма. На этом слежении он состоял до времени своей хиротонии во епископа.

В 1943 году возведен в сан протоиерея, а в 1945 году награжден палицей.

После победы коммунистической партии в 1949 году, которой завершилась Китайская Гражданская Война, массовый исход русских эмигрантов из Китая поставил Российскую Духовную Миссию в Китае перед необходимостью приложить все усилия для того чтобы взрастить Китайскую Православную Церковь и закрепить Православие среди китайцев. Уже в апреле 1949 года 20-й Начальник Миссии, архиепископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин) испрашивал у Патриарха Алексия благословления на хиротонию митрофорного протоиерея Феодора Ду во епископа Тяньцзиньского, второго викария Пекинской епархии. [1] На одном из заседаний Синода по Китаю в июле 1950 г. в Москве было принято решение поставить прот. Феодора во епископа Тяньцзиньского.

23 июля он был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре и принял имя Симеона. 27 июля состоялось наречение архимандрита Симеона во епископа Тяньцзиньского, а 30 июля в Патриаршем Богоявленском соборе состоялась его епископская хиротония. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий (Воронцов), архиепископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин), епископ Орловский и Брянский Флавиан (Иванов) и епископ Вологодский и Череповецкий Гавриил (Огородников). Таким образом, поставлением первого епископа-китайца было положено основание для миссионерских трудов по созданию Китайской Православной Церкви.

26 сентября 1950 года владыка Симеон, по распоряжению Начальника Миссии и Экзарха Виктора, назначен епископом Шанхайским.

Новый китайский владыка с трудом находил общий язык с быстро убывающей местной русской общиной а его отношения с Экзархом Виктором становились все более натянутыми. Епископ Симеон в рапортах в Москву критиковал начальство Миссии за то что «(они) не могут отказаться от феодальных замашек, хранят дела Миссии в секрете, нерационально решают их, также придают большое значение различию в национальностях» [2], а также обвинял Экзарха Виктора в удержании средств всылаемых Москвой для Шанхайской епархии. В свою очередь Начальник Миссии докладывал Патриарху: «От высокого сана у епископа Симеона несколько вскружилась голова и стали появляться шовинистические чувства и настроения» [3], а патриаршее пособие для Шанхая просил направлять не через Пекин, а непосредственно епископу Симеону во избежание претензий.

К 1955 году дошло до того что епископ Симеон опубликовал в шанхайском Церковном листке все полученные им из Москвы директивы по реорганизации церковного управления присовокупив к ним свое, отличное от видения высших церковных властей, мнение о путях реформ церковной жизни в Китае которое он отказался брать назад, и вместо этого запросил отставки. В эту пору владыка Виктор давал такую характеристику действиям епископа Симеона: «в основе всех стремлений, заблуждений и нарушающих элементарную дисциплину поступков преосвященного Симеона лежит грубый ничем не прикрытый шовинизм, а также тщеславие, властолюбие и некоторая корысть.» [4].

Самочинные действия владыки Симеона во многом обуславливались его видением будущего Китайской Церкви. Со времени своего вступления на кафедру владыка неустанно стремился к скорейшему основанию самостоятельной Китайской Церкви которая стала бы делом рук самих китайцев с китайским епископом во главе. Первым шагом ему виделось открытие автономной епархии, во главе которой должен стоять епископ-китаец с наименованием «епископ Пекинский и всего Китая», в которою кандидатуру он прочил себя – единственного китайского архиерея. Так, он просил разрешить ему открыть подворья Китайской Православной Церкви в пределах Пекинской, Харбинской, Тяньцзиньской и Синьцзянской епархий для окормления китайцев, тогда как русские храмы должны были быть объединены в одно благочиние. Недвижимое имущество должно было быть передано новой китайской епархии.

Не дожидаясь ответа из Москвы, в 1952 году владыка Симеон разослал всем православным китайцам в пределах этих епархий анкеты, в которых просил высказать их мнение о его проекте создания автокефальной Церкви в Китае. Владыка Симеон писал в Пекин протоиерею Михаилу Мину: «Я — епископ-китаец, ты — кафедральный протоиерей. Мы оба несем священную обязанность и главную ответственность за возрождение православной веры в Китае… это личное дело китайского народа… под руководством компартии я уяснил, что мы должны объединяться с массами… мы должны точно понять прошлые ошибки и уклоны в проповедовании и образе нашей жизни…» [5].

Несмотря на неудачу самочинной организации, епископ Симеон предпринял еще одну попытку взять в руки власть в Китайской Церкви. 19 октября 1956 года он прибыл в Пекин, где остановился в архиерейских покоях бывшего Начальника Миссии. За время своего пребывания в Пекине владыка Симеон дважды устраивал собрания, на которых поднимал вопрос о возглавлении Китайской Православной Церкви. Он предлагал упразднить вдовствующие кафедры. Однако отчасти потому, что взгляд китайских властей на структуру Православной Церкви в Китае был уже наполовину сформирован, ему пришлось отказаться от этого плана и настаивать лишь на том, чтобы самому возглавить церковное управление, в чем тоже он потерпел неудачу.

Подобные предприятия подорвали авторитет епископа Симеона в Москве и его план был отвергнут. Только в 1957 году, когда китайские власти уже вынудили Церковь сдать все свое имущество государству, автономия Китайской Церкви была наконец провозглашена и состоялась хиротония китайца архимандрита Василия (Яо) во епископа Пекинского, её правящего архиерея. К этому времени почти полное исчезновение русской диаспоры и все крепчающие репрессии государства поставили Православие в Китае на грань исчезновения. В годы «великой пролетарской культурной революции» силами безчинствующих хунвэйбинов большинство церквей в Китае подверглось разрушению а духовенство – мученичеству.

Оба китайских владыки не пережили суровой годины. После преставления епископа Василия 3 января 1962 года, владыка Симеон остался единственным китайским архиереем и в Пекине его имя поминалось за богослужением после имени Патриарха.

Епископ Симеон (Ду) преставился 3 марта 1965 года в Шанхае.

После его смерти был закрыт Шанхайский кафедральный собор (сегодня в нем расположился банк). Некому было даже послать в Москву извещение о его смерти — об этой утрате сообщила харбинская прихожанка Светлана Вшивкина в письме архимандриту Ювеналию [6].

Труды

  • Речь при наречении его во епископа. "ЖМП" 1950, № 9, с. 37.

Литература

  • "ЖМП" 1950, № 8, с. 39.
  • "ЖМП" 1950, № 9, с. 26, 37.
  • "ЖМП" 1950, № 10, с. 3.
  • "ЖМП" 1959, № 2, с. 10.
  • "ЖМП" 1960, № 3, с. 5.
  • "ЖМП" 1960, № 6, с. 17.
  • "Китайский благовестник", 1947, август-сентябрь, с.26-27.
  • "Журнал Засед. Св. Синода" № 1 от 24.II.1948.
  • "Русск. Православ. Церковь"
  • Н, Гетман, Митрополит Краснодарский и Кубанский Виктор, в: "ЖМП" 1950, № 9, с. 37.
  • D. Poshilovski, The Russian Church 107, 108, 153, 186.
  • W. Fletcher, Study in Survival. New York 1965, s. 101f.
  • W. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground, 81f, 154.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 426.

Источники



[1]  Архив ОВЦС МП, д.39, Рапорт № 266, по: Поздняев, Дионисий, иерей, Православие в Китае, Гл. IV, http://www.rus-sky.org/history/library/pozdnyaev/index.htm.

[2]  Архив ОВЦС МП, д.39., «Доклад китайского духовенства Пекинской епархии о желаемом будущем Российской Духовной Миссии», по: Поздняев, Гл. IV.

[3]  Архив ОВЦС МП, д.39., «Доклад архиепископа Виктора от 22 янв. 1951», по: Поздняев, Гл. IV.

[4]  Архив ОВЦС МП, д.39., Рапорт архиепископа Виктора Патриарху № 325 от 11 мар. 1954 г., по Поздняев, Гл. IV

[5]  Архив ОВЦС МП, д.39., Письмо от 14 окт. 1952 г., по: Поздняев, Гл. IV.

[6]  Архив ОВЦС МП, д.29, Письмо от 6 мая 1965 г., по: Поздняев, Гл. V.

Редакция текста от: 16.07.2013 07:07:45

"СИМЕОН (ДУ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google