НИКОЛАЙ (ОНО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Токийский Николай (Оно)
Еп. Токийский Николай (Оно)
Николай (Оно) (1872 - 1956), епископ б. Токийский и Японский (Русско-Православная Греко-Кафолическая Северо-Американская митрополия)

В миру Ямадзаки Киити (山崎帰一), родился 8 сентября 1872 года в деревне Кувахара (ныне в черте посёлка Каннами), префектура Сидзуока, Япония, вторым сыном в языческой самурайской семье. Когда Киити был еще в начальных классах школы, его старший брат, Кэнзабуроо Ямадзаки, крестился под именем Саввы и сделался православным катехизатором.

В надежде продолжить свое образование после окончания школы, уехал в Токио и отправился в штаб-квартиру Русской Духовной Миссии в Японии где жил и трудился его брат. Киити был радушно встречен самим святителем Николем (Касаткиным) который пригласил его поступить в Токийскую православную семинарию. Юноша согласился и вскоре, в преддверии Святой Пасхи 1885 года, был крещен под именем Иоанна.

Иоанн окончил образование в июле 1892 года и стал катехизатром в Токио, при церкви в Коодзимати. 2 июля 1894 года он вступил с брак с Верой Оно, дочерью одного из первых православных иереев Японии – Иоанна Сакаи. По этому поводу был усыновлен семьей супруги и принял фамилию Оно (小野).

Был рукоположен во диакона и служил в Введенском храме города Сиракава.

19 марта 1905 года Иоанн был рукоположен в пресвитерский сан святителем Николаем Японским и определен настоятелем в православный храм города Такасаки.

В 1905 году, в связи с Русско-Японской Войной, был временно назначен пастырем лагеря русских военнопленных Хамадэра (ныне в составе города Сакаи). Прослужил среди русских солдат полтора года и снискал их любовь.

На очередном Токийском Соборе 14 июля 1929 года был возведен в сан протоиерея архиепископом Сергием (Тихомировым) [1].

Согласно решению Японского Церковного Собора 1939 года, был переведен в Токийский Воскресенский собор и временно также назначен настоятелем православного храма в Иокогаме.

После смещения митрополита Сергия (Тихомирова) с поста предстоятеля под давлением японского государства, японская кафедра осталась вдовствуещей, среди паствы начались волнения и нестроения. Временный управляющий делами Церкви Арсений Ивасава, а также поддержавшие его верующие, сумели убедить отца Иоанна, одного из старейших японских протоиереев и земляка Ивасавы, принять архиерейское рукоположение. Поскольку отец Иоанн был женат, его возведение в епископский сан могло быть совершено только при условии принятия монашества его женой, в соответствии с 48-м правилом VI Вселенского Собора [2].

В марте 1941 года чета Оно пребыла в Харбин. 4 апреля отец Иоанн принял монашеский постриг от руки митрополита Харбинского Мелетия в Благовещенском храме, в то время как матушка Вера приняла постриг с именем Елены. На следующий день в Харбинском Никольском кафедральном соборе последовало архиерейское наречение, а 6 апреля в том же соборе - хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Ниппонского и Токийского [3]. Рукоположение совершили архиереи Русской Зарубежной Церкви: митрополит Харбинский Мелетий, архиепископы Камчатский Нестор и Пекинский Виктор, епископы Хайларский Димитрий и Цицикарский Ювеналий. Епископ Николай стал первым православным епископом-японцем.

Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу – когда он вернулся в Японию, он не смог отслужить Пасхальную службу в Токийском соборе так-как его двери оказались заперты. Однако, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем в присутствии представителей японских светских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем.

Военное время принесло много лишений японской православной пастве. К концу войны епископ Николай проводил почти все свои ночи за отпеванием множества умерших которые грузовиками свозились в Токийский собор, оставшийся единственным зданием нетронутым американскими бомбёжками на всем квартале.

Противостояние разделившее японскую паству вылилось в новый конфликт после окончания Второй Мировой Войны. 5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления - он выехал на покой в Каннари (ныне в черте города Курихара префектуры Мияги).

Хотя решение воссоединиться с Московской Партиархией было уже сделано Японской Консисторей в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием Ι, большинство японских православных, под влиянием Американских Оккупационных Властей, приняло в начале 1947 года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию русской "Американской митрополии". Немногие оставшиеся верными Московской Патриархии были возглавлены вернувшимся в Токио владыкой Николаем, а также протоиереем Антонием Такай.

Однако, под конец своей жизни епископ Николай принял решение о воссоединении с большинством японских верующих. 24 апреля 1954 года он подписали акт примирения с американским епископом в Японии, Иринеем (Бекишем) и, вместе с большинством иереев и верующих в его подчинении, перешел в юрисдикцию "Американской митрополии".

Вскоре владыка Николай почил на 85-м году жизни, 19 ноября 1956 года. За 16 лет своего епископства владыка Николай рукоположил 3-х иереев, 1-го диакона, 2-х иподиаконов и построил 1 церковь [4]. Один из видных мирян Японской Церкви тех лет, Александр Манабэ, отзывался о епископе Николае как о человеке мягком и слабохарактерном, не обладавшим ни честолюбием ни административными способностями. Однако, владыка был одним из старейших японских священнослужителей, воспитанником самого апостола Японии Николая.

Несмотря на противодействие многих, епископ Ириней дал позволение на захоронение епископа Николая (Оно) на кладбище Янака, рядом с могилами предыдущих японских предстоятелей - просветителя Японии Николая (Касаткина) и митрополита Сергия (Тихомирова).

Имел двух сыновей - из которых старший, Григорий, стал священником, - а также двух дочерей.

Награды

Труды

  • 『イオアン川股篤礼小伝』金成:金成正教会、1934(再版:私家版、1976)。
  • 『金成正教会成聖式拾週年を迎へて』金成:金成ハリストス正教会、1944。

Литература

По-русски:

  • Хлеб Небесный, 1941, № 5, 69-70.
  • ЖМП, 1950, № 10, 30; 1970, № 12, 45-47.
  • Рус. Прав. Церковь, 163.

По-японски:

  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『神のみ旨に生きた激動時代の僕たち』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Усимару Прокл Ясуо, прот., Ками но мимунэ ни икита гэкидоо дзидай но симобэ-тати (Рабы Божьи по Воле Его пережившие времена бурные), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Церкви)、1985、33~51。
  • 加美長エレナ美律枝、「エレナ修道女の想い出」、『こひつじ』、横浜ハリストス正教会 婦人会会報、16/07/2000, № 40. (Каминага, Евгения Мицуэ, «Эрэна сюдоодзё но омоидэ» («Воспоминания о монахине Елене»), Кохицудзи, Иокогама Харисутосу Сэйкёо-кай фудзин-кай кайхоо, 16/07/2000, № 40.)
  • 『正教時報』(Сэйкёо Дзихоо), 5/12/1956, № 805, 3.

По-английски:

  • "Orthodox Church Here Renounces Soviet Ties" («Здешняя Православная Церковь Отказывается от Советских Связей»), Nippon Times, April 25, 1954, № 19825.

По-немецки:

  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 312.

Использованные материалы



[1]  『公会議事録』1929、39。

[2]  «48. Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диакониссы.»

[3]  Русскоязычная форма титула приведена по статье о хиротонии из журнала Хлеб Небесный, 1941, № 5, 69-70.

[4]  Сэйкёо Дзихоо, № 805, 5 декабря 1956 г., 3

Редакция текста от: 20.08.2016 08:52:52

"НИКОЛАЙ (ОНО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google