Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЙВАЗОВ ИВАН ГЕОРГИЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Айвазов Иван Георгиевич (1872 - 1964), епархиальный миссионер-проповедник, автор многочисленных трудов по сектоведению. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.

Родился в 1872 году в Мариуполе в семье шкипера дальнего плавания.

По окончании Екатеринославской духов­ной семинарии поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1898 году со званием кандидата богословия за сочинение "Законодательство по церковным делам в Царствование Им­ператора Александра II".

Женился (единственный ребенок скончался во младенче­стве, супруга - в 1948 году).

Служил епархиальным противосектантским миссионе­ром: с 10 января 1899 года - тамбовским, а с 24 января 1902 года - екатеринославским, с 29 декабря 1903 года - харьковским.

20 июня 1906 года был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому.

С 16 февраля 1908 года - московский епархиальный миссионер-проповедник.

В либеральных кругах стяжал славу «реакционера». Возглавлял кампанию за отмену магистерского звания и. о. доцента Московской духовной академии Д. Г. Коновалова (1876-1947) за работу «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве» (1907), бросавшую тень на Церковь; в 1909 г. указом Св. Синода Коновалов был уволен из Академии за «неправославный образ мыслей»; степень магистра отменена).

В октябре 1910 года открыл в Москве «Народно-миссионерское братство поборников Святой веры».

С 1 июня 1912 года - магистрант Казанской духовной академии.

18 октября 1912 года назначен исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре Истории и обличении русского сектантства, с оставлением в должности епархиального миссионера.

Член Русского Собрания, где часто выступал с докладами, наиболее важные из них: «Освободительное движение наших дней» (7 декабря 1908); «Декларация Союза 17 октября» (3 мая 1909); «Вероисповедная система русского государства последнего времени» (17 ноября 1911). Принимал активное участие в монархическом движении в Москве, один из ближайших сподвижников прот. И. И. Восторгова. Член правления Братства Воскресения Христова. Участник Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апреля - 1 мая 1907, выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей Союза правой русской печати, который проходил в рамках Четвертого съезда 29 апреля 1907. Был членом Организационного Комитета по подготовке Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября - 4 октября 1909 («Восторговский» Съезд), готовил целый ряд материалов к Съезду. Активный участник заседаний съезда, секретарь секции церковных вопросов, член исполнительно-редакционной комиссии, созданной съездом для завершения работ.

С 1912 по 1916 год - сотрудник и соредактор ежемесячного церковно-общественного и миссионерского журнала «Голос Церкви», издававше­гося Чудовым монастырем в Москве.

9 июля 1913 года был переведен на кафедру Истории и обличении русского сектантства в Санкт-Петербургскую духовную академию и назначен петер­бургским епархиальным миссионером.

С 1915 по 1917 год - редактор журнала «Душеполез­ное чтение».

С 11 марта 1915 года - член Миссионерского совета при Св. Синоде.

Участник Совещания монархистов 21-23 ноября 1915 года в Петрограде, где выступал в прениях по вопросу борьбы с Прогрессивным блоком.

Участник Поместного Собора 1917-1918.

С 15 апреля 1919 года - работал при 1-м Петроградском университете, сотрудник Наркомпроса.

23 октября 1919 года был арестован в Петрограде без предъявления обвинения. 16 ноября был отправлен во внутреннюю тюрьму на Лубянке. В декабре 1919 года находился в Новопесковском и Ивановском концлагерях в качестве заложника. По ходатайству Политического Красного Креста был освобожден, вернулся в Петроград.

С 1920 по 1 июня 1921 года - начальник секретариата Московского комитета путей сообщения и Московской железной дороги.

С 1921 по 27 июня 1923 года - старший ученый архивист при Петроградском отделении Центрального архива РСФСР и научный сотрудник при Едином Государственном Архивном Фонде. Научный сотрудник 1-го разряда в секции научных работ Петрограда по линии Цетральной комиссии улучшения быта ученых.

26 марта 1927 года был арестован в Ленинграде. 13 января 1928 года был приговорен к трем годам ссылки в Севкрай по ст. 58-10 УК РСФСР. Отправлен в Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола).

С 1933 года - организатор, а затем сотрудник Павлоградского архива. На пенсии с 1937 года.

Скончался 17 декабря 1964 года в Павлограде Днепропетровской области.

Сочинения

Перу Айвазова принадлежит более 250 трудов, в основном по сектоведению и противосектантской полемике. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.

  • Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести. Тамбов, 1901
  • Внутренняя миссия в тамбовской епархии за 25 лет. Тамбов, 1903
  • Областной миссионерский съезд в Одессе // Мирный труд. 1905. Кн. 10
  • Всемирная задача христианства. Христианское самодержавие. СПб., 1905
  • К вопросу о смертной казни. Изд. 3-е. Харьков, 1905
  • Русское сектантство. Изд. 3-е. Харьков, 1906
  • Миссионерская полемика. Изд. 3-е. Харьков, 1907
  • Московские сектанты и московские братцы. Изд. 2-е. М., 1909
  • Обновленцы и староцерковники. В недрах церковно-общественных настроений нашего времени. М., 1909
  • Религиозное обновление наших дней («Новопутейцы», «Вехи»). 3-е изд., испр. и доп. М., 1910
  • Религиозная правда русского самодержавия. 3-е изд. М., 1910
  • Власть русского Царя. М., 1912
  • Для клира и народа. Православный сборник церковных песнопений. С приложением миссионерского месяцеслова… Собрали И. Г. Айвазов и Н. И. Романцев. Под ред. И. Г. Айвазова. СПб., 1914
  • Царь Иудейский. Драма в 4-х действиях и 5-ти картинах. М., 1914
  • Новая вероисповедная система русского государства. — М., 1914
  • Граф Лев Толстой. Пг., 1914
  • Христовщина. Т. 1—3. Пг., 1915
  • Русское сектантство. М., 1915
  • Христианская Церковь и современный социализм. 5-е изд. Пг., 1915
  • Баптизм — орудие германизации России. 3-е доп. изд. Пг., 1916
  • Материалы для исследова­ния секты скопцов. М. 1916.
  • Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий. Пг., б

Опублико­вал в «Журнале Московской Патриархии» несколько статей (1950-1954). Одна из этих последних статей (1953 г.) посвящена критике заблуждений митрополита Антония (Храповицкого) по поводу догмата искупления.

Литература

  1. Церковно-исторический вестник. № 2-3. М. 1999. С. 33-34, 152
  2. Протодиакон Сергий Голубцов. Московская Духовная академия в на­чале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М. 1999. С. 7-8.
  3. Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
  4. Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.7-8.
  5. Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент.— 4 окт. 1909 М., 1910.
  6. Протоколы Казанской ДА. 1912. С. 89.
  7. ЖМП. 1965. № 4. С. 45.

Использованные материалы

Редакция текста от: 03.08.2016 08:47:58

"АЙВАЗОВ ИВАН ГЕОРГИЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google