Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

УГОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Угольский монастырь. Фото 12 мая 2008 г.
Угольский монастырь. Фото 12 мая 2008 г.
Угольский монастырь в честь Успения Божией Матери Хустской епархии

Древний монастырь

Начало обители

Угольский монастырь, известный также как Заневский, известен с древности. "Списание обителей Мараморошских", датирующееся приблизительно 1749 годом, говорит:

"Сия обитель когда ся начала знати не мож. Повидают люде, иж разом из селом создана есть. Село мисто под него дало обширное под полонинами, майже на милю земли отстоит" [1].

Предание, которое пересказали угольские жители Николай Угляй (+ 1922) и Богдан Ференц (+ 1942), гласит, что село Угля при одноименной речке было основано в XI веке пришедшими из Паннонии славянами, к которым здесь позже присоединились выходцы из Трансильвании, а монастырь был основан при горе Заневке (над современным селом Малая Уголька) учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии. Как отмечал церковный историограф Закарпатья архимандрит Василий (Пронин) (+ 1942), указание на учеников святых Кирилла и Мефодия можно понимать буквально или иносказательно – в последнем варианте, возможно, предание отразило тот факт, что монастырь мог быть основан учениками учеников, т. е. последователями преподобного Прокопия Сазавского, изгнанными из Сазавской обители.

Угольский монастырь - одна из обителей, которую некоторые исследователи связывают со словами Ипатьевской летописи под 1262 годом о принятии монашества князем Войшелком "в монастыре у Григория" на Полонине [2].

На начало XXI века старейшим документальным свидетельством о монастыре была бронзовая печать второй половины XIV века с надписью "Печать монасътира оугольського Восъкресения Христова" [3].

Расцвет и упадок

Под 1552 годом [4] в хронографе XVII века [5] есть раздел "О Занове Угорском" с подробным рассказом о монастыре, составленном возвращавшимися из Константинополя послами первого русского царя Иоанна IV Васильевича Грозного:

"В лето 1552 в Угорской земли... в волости Марамориши у места Сигота в горах в полониных на реке на Тише, да на реце Теребовли, да на речке Усле и у тех болших рек и гор стоит монастырь завомаи Занов. А в нем церковь Вознесение Господне. А братов в нем 330. А пашня ту у них лешая, сеют просо на кашу, потому что у них полей нет, живут в горах. А держат у себе овец по 30 и боле, тем они питаются, ядят от них сыры и млеко. Да в том же монастыре есть кладязь, а в нем вода сладка, что грушевой квас подсычен..." [6]

В то время обитель уже была одним из ведущих центров Православия в крае. В середине XVI века время от времени в обители проживал православный Мукачевский епископ Иларион. В 1664 году епископ Мукачевский Иоанникий (Зейкан) переехал из Мукачева в свое имение в мараморошском селе Имстичеве, и также иногда останавливался на жительство в Угольском монастыре.

В 1690 году в монастыре разместился было отпавший в унию епископ Мукачевский Мефодий (Раковецкий), но вскоре здесь снова обосновался православный архиерей - им стал епископ Мараморошский, угольский постриженник, исповедник Иосиф (Стойка). Владыка Иосиф остался последним православным архиереем на обширной территорией на востоке цесарских земель и Угольский монастырь при нём стал центром церковной жизни включавшей части Закарпатья, Галичины и Трансильвании. В монастыре имел пребывание и последний известный по имени православный владыка восточно-цесарских земель - Досифей (Феодорович). Вскоре по его кончине в 1735 году последняя действующая здесь православная епархия пресеклась, а монастырь пришёл в упадок и сошёл на нет.

До конца XX века сохранялось народное предание о том, как однажды Угольская обитель была уничтожена: по одной версии, ее сжег местный помещик Лошкай (недовольный тем, что паломники вытаптывали его траву), который вскоре тяжело заболел, раскаялся в содеянном и выстроил новый монастырский корпус; по другой - монастырь разрушил кальвинист Дарвай [7].

Униатский монастырь

В 1776 году в селе Угля была предпринята попытка основать униатский монастырь базилиан. Вначале в монастыре был построен деревянный храм, затем заменили его каменным, фундамент которого сохранялся на начало XXI века. В середине XIX века монастырь прекратил существование.

Возрождение православной обители

В 1921 году иеромонах Евфимий (Прокоп) возбудил ходатайство о возрождении Угольского монастыря. В том же году углянский житель Богдан Фиринец купил у местного еврея Йгнаца Марковича участок земли "На горах" за две тысячи крон и на месте древней обители поставил часовню. Отец Евфимий получил разрешение отстроить монастырь, в 1925 году на месте бывшей униатской обители началось строительство нового православного монастыря. Однако, по неизвестной причине, отец Евфимий не осуществил своего намерения.

О возобновлении обители вновь вспомнили в 1931 году, при разборе епархиальных бумаг, и обратились к преподобному Алексию (Кабалюку) с вопросом, кому бы можно было поручить возрождение монастыря. Подвижник указал на иеромонаха Викентия (Ороса). После смерти Богдана Фиринца земля перешла в собственность села и отцу Викентию (Оросу) пришлось снова покупать участок за пять тысяч крон. Чтобы лучше вести строительство обители, епископ Мукачевский Дамаскин (Грданички) перевел иеромонаха Викентия из Нижнего Быстрого, где он служил, в Кричево.

В 1934 году православные люди в селе Кричеве купили два дома и перенесли их на место близ древней Угольской обители. Эти два дома послужили строительным материалом для возведения храма и двух келий для иноков, которые пришли из Городиловского скита. Во время Второй мировой войны иноки покинули монастырь. Тогда отец Викентий поселил здесь нескольких инокинь из Драговской Архангело-Михайловской обители. В 1947-1948 годах в обители на фундаменте старого храма был построен новый храм.

В советское время скит подвергли экономическим притеснениям, а в 1959 году ликвидировали. При закрытии монастыря, его сооружения передали школе, которая не смогла ими воспользоваться из-за своего удаленного расположения. Впоследствии здесь разместилась автошкола, которая начала строить новый корпус.

В 1990 году монастырь был снова возвращен верующим. Местные энтузиасты достроили корпус для использования под кельи. По инициативе инокинь во главе с Христиной Стан, будущей игумении Екатерины, обитель возродили как женскую, в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1990 году была обновлена деревянная часовня во имя пророка Илии (в середине 1990-х годов - заменена кирпичной), в 1990-1993 годах был сооружен Успенский храм, а в 1996-2000 годах, на месте старого корпуса - корпус с зимним храмом в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи. В 2002-2005 годах Успенский храм обители был расписан.

На сентябрь 2013 года монастырь ведал скитом во имя великомученика Пантелеимона в селе Нереснице Тячевского района.

16 сентября 2014 года было учреждено Угольское викариатство Хустской кафедры.

Настоятели и настоятельницы

Литература

  • Монич Александр, протодиакон, Заневский монастырь в Полонинах: очерки истории Угольского и Углянского монастырей, Ужгород: ОАО "Патент", 2009.

Использованные материалы



[1]  Цит. по ст. "История", официальный сайт Угольского монастыря, http://uglya-mon.church.ua/istoriya/

[2]  "Войшелк крести Юрия Львовича; тот же потом идее в Полонину ко Григорьеви в монастырь, и постижеся в черньце, и бысть в монастыри у Григорья три лета, оттоле же пойде во Святую Гору, прием благословение от Григория. Григорий же бышет человек свят, якого же не бысть перед ним и по нем не будет." Цит. по ст. "История", официальный сайт Угольского монастыря, http://uglya-mon.church.ua/istoriya/; Данилец Юрий, "Книга о Заневском монастыре в Полонинах", портал Православие.Ru, 20 июля 2010, http://www.pravoslavie.ru/arhiv/36163.htm. Версию о том, что в летописи упоминается именно Угольский монастырь, поддерживали Яков Головацкий, митрополит Макарий (Булгаков), архимандрит Василий (Пронин).

[3]  Печать была найдена в 1980 году.

[4]  В пересказе ряда историков Закарпатья указан 1558 год.

[5]  Санкт-Петербург, Российская государственная библиотека, собрание Румянцева, № 457. См. также Записки русских путешественников XVI-XVII вв., М.: Сов. Россия, 1988, http://ct4.ucoz.ru/publ/1_dr/dr10/2-1-0-160

[6]  Цит. по ст. "История", официальный сайт Угольского монастыря, http://uglya-mon.church.ua/istoriya/.

[7]  Похожее предание существовало и о Драговской обители: оно называет помещика Лошваем, указывает аналогичную причину разорения, но добавляет, что Лошвай был кальвинистом и после разгрома монастыря разбился насмерть при падении с лошади (одна из версий драговского предания относит это событие к 1670 году). На начало XXI века на официальном сайте Угольского монастыря эти предания были оценены как "легендарные рассказы" в которых "отражены реальные противоречия старых времен между простым народом и помещиками, а также, возможно, распространенная версия о разрушении кальвинистами Грушевского монастыря". Цит. по ст. "История", официальный сайт Угольского монастыря, http://uglya-mon.church.ua/istoriya/

Редакция текста от: 20.09.2014 10:05:12

"УГОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google