ИУДА ИСКАРИОТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

"Поцелуй Иуды". Гравюра Гюстава Доре
"Поцелуй Иуды". Гравюра Гюстава Доре
Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов, предатель Господа

Сын Симона (Ин 6:71), упоминается во всех апостольских списках (Мф 10:4; Мк 3:19; Лк 6:16). Прозвище Искариот (Иш-Кериоф), означающее, по-видимому, "человек из Кариота", ему дали, вероятно, для того, чтобы отличать от другого ученика по имени Иуда. Кариот, по-видимому, это Кариаф (Нав. 15:25), который находился в Иудее, поэтому, вероятно, Иуда принадлежал к колену Иуды и был единственным учеником Господа из этого колена, остальные апостолы были галилеянами.

О призвании Иуды нам ничего не известно, но, вероятно, оно, как и его деятельность, мало чем отличалось от призвания других учеников. Иуда внимал словам Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса.

Уже в самом начале Господь предупредил учеников, что в их кругу есть предатель, но имени его Он не назвал (Ин 6:70, 71). Только одно отличало Иуду от остальных учеников: он был казначеем и при этом, вероятно, иногда крал деньги (Ин 12:6). В Вифании, когда женщина возлила на голову Иисуса драгоценное миро, Иуда сказал, что лучше было бы это миро продать, а деньги раздать бедным (Мк 14:3-11). Во время последней вечери Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Его (Лк 22:21).

Первосвященники искали удобного случая взять Иисуса в безлюдном месте, и Иуда предложил им свою помощь, получив за это 30 сребреников. В Гефсиманском саду он подал условный знак воинам, поцеловав Учителя (Лк 22:47-54; Ин 18:1-11). На следующий день, узнав, что Иисус приговорен к смерти, Иуда раскаялся: "согрешил я, предав кровь невинную" (Мф 27, 4). Бросив сребреники в храме, он покончил жизнь самоубийством (Мф 27:3-10; Деян 1:16-19). Священники решили, что 30 сребреников, будучи ценою крови, не могут быть положены в сокровищницу храма и купили на них место для погребения странников (Мф. 27:6, см. Акелдама).

На место Иуды апостолы избрали Матфия (Деян 1:16-26)

Попытки "реабилитации" предательства

Судьба Иуды не давала разным людям покоя на протяжении долгого времени. Например, Данте в знаменитейшей «Божественной комедии» помещает апостола-предателя в девятый ледяной круг Ада. Но многих интересовал также вопрос о мотивах поступка Иуды. Как мог тот, кто знал Господа лично и так близко, предать его? Отчего – пусть даже после предательства  не нашел в себе сил покаяться? Ведь не один же Иуда предал Господа. История Петра - доказательство того, что Господь способен простить любого, даже того, кто предал Его.

Уже во II веке возникло предположение, что роль Иуды в евангельской истории была предопределена и что его предательство было необходимо для подвига Христа. Последователей было немало: от гностической секты каинитов, толковавших предательство Иуды как исполнение высшего служения, предписанного самим Христом, — до средневековых манихеев и богомилов. Одной из священных книг каинитов было апокрифическое "Евангелие от Иуды", упоминаемое св. Иринеем Лионским в сочинении «Пять книг против ересей». Текст "Евангелия от Иуды" был обнаружено в 1970-х гг. в папирусном документе, известном как Кодекс Чакос.

В XIX веке на защиту Иуды встали и литераторы: Анатоль Франс в сборнике «Сад Эпикура» (1894) предположил, что Иуда погубил свою душу, содействуя спасению мира. Попытки реабилитировать Иуду предпринимали немецкий драматург Карл Вейзер в книге «Иисус» (1906) и шведский писатель Тор Гедберг в книге «Иуда» (1908). В России к осмыслению и переосмыслению образа Иуды в разное время подходили Сергей Соловьев (эссе «К легенде об Иуде предателе», 1896), Н.Н. Голованов (драма в стихах «Искариот», 1905). Леонид Андреев в повести «Иуда Искариот» предлагал трактовку, согласно которой Иуда пожертвовал собой, погубив себя предательством – для того только, чтобы тайна искупления состоялась, ибо не было бы предательства Иуды – не было бы и распятия, не было бы распятия – не было бы и Христианства, и спасение оказалось бы невозможным («Иуда искариот и другие», 1907). Писал про это Алексей Ремизов (поэма «Иуда», 1908) и другие. Хорхе Луис Борхес в рассказе «Три версии предательства Иуды» (1944) довёл эти кощунственные попытки до последней крайности:

"Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, Он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: Он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; Он избрал самую презренную судьбу: Он стал Иудой" [1].

Попытки оправдать Иуду очевидно стоят в одном ряду с периодически всплывающими "сенсационными" находками и открытиями, направленными на подрыв доверия к Священному Писанию и, следовательно, к учению Церкви, к Христианству.

Во время Пасхальной вечери с учениками, Господь ясно засвидетельствовал об Иуде: "Но горе тому человеку который Сын человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф 26:24). Иуда - "сын погибели", единственный ученик Христа, душа которого не была сохранена Богом (Ин 17:12).

Использованные материалы

  • "Иуда" // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
  • "Иуда Искариот" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • "Иуда" // Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь
  • М. Ковшов, иерей А. Тимофеев, А. Серафимовская. «Евангелие Иуды» против свидетельства Апостолов



[1]  Хорхе Луис Борхес. Три версии предательства Иуды. Перевод Е.Лысенко - http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/ktexts/Borges.html

Редакция текста от: 29.08.2015 11:14:40

"ИУДА ИСКАРИОТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google