ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Василий Поляномерульский
Прп. Василий Поляномерульский
Василий Поляномерульский (Пояномэрульский) (ок. 1692 - 1767), иеросхимонах, преподобный

Память 25 апреля, 15 апреля (Амер. [1])

Основные сведения о преподобном Василии содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского). Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию Василий жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) [2]. Некоторые исследователи [3] предполагают малороссийское происхождение св. Василия и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу [4]. По-видимому, Василий покинул родину в 1720-х годах, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII века многих русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями.

Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи.

Около 1730 г. из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита (Poiana Mărului) с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733). Св. Василий, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством прп. Василия находились 11 скитов и пустыней.

В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (Величковский), он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников прп. Василия: иеросхим. Михаила, спостника и сподвижника прп. Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схим. Протерия родом из мест. Решетиловка, переписчика книг мон. Рафаила, пустынножителя схим. Онуфрия и других. Василий Поляномерульский в значительной мере предопределил подвижнический путь прп. Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда св. Василий навещал своих учеников в др. скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с прп. Василием не прервалось. Первый ученик прп. Паисия - Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон прп. Василием, от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения прп. Василия.

Свои аскетические воззрения прп. Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского [5]. Предисловия прп. Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на

«неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении» [6].

У Священного Синода Румынской Церкви возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й главе письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию [7]. На все вопросы высокого собрания Василий Поляномерульский дал исчерпывающие ответы на основе Свящ. Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский патриарх Сильвестр благословил прп. Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 г. прибыл на Афон, там он посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба старца имели общего духовника - о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 г. прп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 г. прп. Василий через своего ученика иеросхим. Алексия просил прп. Паисия прислать книгу творений св. Симеона Нового Богослова.

Василий Поляномерульский был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах монахов. В 1757 г. старец посетил Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ.

В 1764 г. прп. Василий разделил Поляномерульское братство на две части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности русскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, преподобный предложил румынским инокам остаться в скиту, сам же старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на две части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, Василий Поляномерульский написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхим. Алексию (другу прп. Паисия), прося его вернуться в обитель.

Скончался 25 апреля 1767 года в Поляномерульском скиту (Молдавия), там же был погребен.

Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхим. Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету прп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхим. Алексия.

Прп. Василий был канонизирован решением Священного Синода Румынской Церкви 5 октября 2003 г. В месяцеслов Русской Православной Церкви его имя было внесено определением Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 г.

Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» [8].

Сочинения

Литературное наследие преподобного представлено большим количеством славянских и румынских списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII-XIX вв. сочинения старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России. Известен автограф прп. Василия - патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита [9]. Другие автографы Василия Поляномерульского утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. Самый древний славянский список предисловий прп. Василия к творениям Филофея Синайского и прп. Нила Сорского содержится в сборнике 1776 г., переписанном мон. Дорофеем [10]. Самый ранний румынский список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. [11]. Другой румынский список трудов был сделан в 1769 г. мон. Рафаилом в братстве прп. Паисия (Величковского) в Драгомирне [12]. Наиболее полной публикацией трудов прп. Василия Поляномерульского является издание Оптиной пустыни 1847 г. (во второй части жития прп. Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского и игум. Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу прп. Нила Сорского).

Публикации

  • Василе, Старецул скитулуй Пояна Мэрулуй. Ынтребэтоаре рэспунсурь адунате дин Сфынта Скриптурэ, пентру депэртаря де букателе челе оприте фэгэдуинцей кэлугэрешть чеий де бунэ вое / Тип. Мэнэстиря Нямцул. 1816; То же на слав.: Старца Поляномерульской обители Василия. О ошаянии брашен, возбраненных монахом. Од., 1886;
  • Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского, с присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, соч. другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве / Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1847. С. 101-182; То же. 18923. С. 78-157;
  • Raccanello D. La preghiera di Gesù negli scritti di Basilio di Poiana Mărului. Alessandria, 1986. Sibiu, 1996;
  • idem. Rugăciunea lui Iisus în scrierile stareţului Vasile de la Poiana Mărului, cu traducerea integrală a Scrierilor. Sibiu, 1996. Р. 224-333.

Литература

  • Sfântul Paisie de la Neamţ: Cuvinte şi scrisori duhovniceşti. Chişinău, 1999. Vol. 2;
  • Tachiaos A.-E. N. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Cent.: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794). Thessal., 1986;
  • Яцимирский А. И. Слав. и рус. рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 522-523, 528, 533, 547, 550-551, 569. (СбОРЯС; Т. 79.);
  • Попов Н. Собр. рукописей моск. Симонова мон-ря // ЧОИДР. 1910. Т. 2. С. VII-214;
  • Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. П., 19882. С. 67-68, 81-82, 117;
  • Вел. старец схиархим. Паисий Величковский // ЖПодв. 1994. Нояб. С. 339-343;
  • Constantinescu H., Cocora G. Poiana Mărului // Glasul Bisericii. 1964. № 5-6. Р. 466-500;
  • David P. I. Cuviosul Paisie cel Mare (Velicicovski), un desăvîrşit monah român! Noi cercetări şi ipoteze // BOR. 1975. Vol. 93. Р. 162-193;
  • Mihail P. Geneza manuscrisului românesc «Desiderie», sec. al XVIII-lea, din biblioteca Arhiepiscopiei Craiovei, f. «Mitropolitul Firmian» // Mitropolia Munteniei. Craiova, 1979. Р. 113-136;
  • idem. Schitul Poiana Mărului, un centru ortodox cărturăresc // Spiritualitate şi istorie la întorsătura Carpaţilor. Buzău, 1983. Vol. 1. Р. 355-384;
  • Bălan I., pr. Pateric românesc ce cuprinde viaţa şi cuvintele unor cuvioşi părinţi ce s-au nevoit în mănăstirile româneşti, sec. XIV-XX. Bucureşti, 1980. Galaţi, 19903. P. 268-276;
  • Romul (Joantă), pere. Roumanie: Tradition et culture hésychastes / Abbaye de Bellefontaine. Begrolles-en-Mauges, 1987;
  • Cocora G. Cuviosul Vasile de la Poiana Mărului // Sfinţii Români şi apărători ai Legii Strămoşeşti. Bucureşti, 1987. P. 422-431;
  • Raccanello D. La figure de Basile de Poiana Mărului et son enseignement sur la Priere de Jesus // Irénikon, 1988. Vol. 61. P. 41-66;
  • Vasilij de Poiana Marului // DSAMDH. 1992. Vol. 16. P. 292-298;
  • Veniamin (Micle), аrhim. Manuscrisele româneşti de la Prodromul (Muntele Athos) // Sfânta Mănăstirea Bistriţa // Eparhia Râmnicului. 1999. P. 117-119;
  • Савчук В. Паисий Величковский и возрождение исихастской традиции в Румынской Церкви в XIX-XX вв. // ТКДА. 1999. Вып. 1. С. 152-215;
  • Citterio E. La scuola filocalica di Paisij Velichkovskij e la Filocalia di Nicodemo Aghiorita: Un confronto // Amore del Bello: Studi sulla Filocalia: Atti del «Simposio Intern. sulla Filocalia» / Pontificio Istituto Greco. Roma, nov. 1989. Magnano, 1991. Р. 179-207. (Spiritualità orient.; [5]);
  • Ciprian (Zaharia), arhim. Biserica Ortodoxă Română şi traducerile patristice şi filocalice în limbile moderne // Paisianismul. Bucureşti, 1996.

Использованные материалы



[1]  Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/04/15/149026-st-basil-of-po...lui

[2]  Tachiaos. P. 76-77

[3]  Г. Кокора, П. Давид и др.

[4]  Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37

[5]  Н. Попов поставил под сомнение авторство В. П. в отношении «Надсловия» и «Пристяжения» на книги прп. Нила Сорского (С. 13-14), считая автором этих сочинений прп. Иннокентия Комельского. Эти предположения опроверг Ракканелло, проанализировавший румынские списки текстов

[6]  из Предисловия к сочинениям прп. Григория Синаита

[7]  изд. текста на румын. яз.: Sfântul Paisie de la Neamţ. P. 21-83

[8]  Игнатий (Брянчанинов),свт. Соч. Т. 2. Аскетические опыты. М., 1989р. С. 254-255; ср.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собр. писем. М., 2000. Т. 1. Вып. 4. С. 200

[9]  БАН Румынии. Славян. № 756 - Mihail. Schitul Poiana Mărului. P. 358-359

[10]  БАН Румынии. Слав. № 407

[11]  хранится в скиту Продром на Афоне - Veniamin Micle. P. 117-119

[12]  БАН Румынии. Рум. № 2597

Редакция текста от: 25.05.2015 12:02:36

"ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google