ВЛАСИЙ АМОРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Власий Аморийский (ок. 830 - 910/911/912), преподобный

Память 20 декабря, 18 февраля, 31 марта (греч.)

Родился около 830 года в мест. Аплатианаида, недалеко от г. Аморий (Малая Азия), в знатной и богатой семье. Отца Власия звали Ираклис, возможно, это было родовое имя. Старший брат Власия получил хорошее образование и стал священником в храме Св. Софии в Константинополе.

Власий, названный при крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митр. Пессинунтским, учеником свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен).

Затем Власий отправился к брату в Константинополь и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через некоторое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал Власия в рабство, из которого тот освободился, по-видимому, через несколько лет благодаря сочувствию своего хозяина и других новообращенных в христианство знатных болгар.

Покинув Болгарию, Власий отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где Власий познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христианскому правителю Болгарии (852-889).

Вместе с этим епископом Власий прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игумена монастыря св. Кесария. В этом монастыре Власий в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме Власий совершил несколько исцелений, а у «первого из римлян» (πρῶτος τῶν ῾Ρωμαίων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником которого стал Власий.

Затем Власий под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в Константинополь. Здесь он был радушно принят игум. Студийского монастыря Анатолием, который представил его патриарху Константинопольскому свт. Антонию II Кавлею (893-901) и имп. Льву VI Мудрому (886-912). Житие так описывает встречу Власия с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, Власий заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. Власий спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же Власий догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за три года до того показал ему во сне облик старца.

После четырехлетнего пребывания в Студийском монастыре Власий испросил у игум. Анатолия позволение отплыть вместе с учениками на Афон. Там Власий был сначала враждебно встречен местными жителями, однако затем сумел расположить их к себе. Преподобный пробыл на Св. Горе двенадцать лет, основав там монастырь, название которого неизвестно. Однако из-за возникших разногласий относительно права на владение этими местами, доставлявших братии немалое беспокойство, Власию пришлось вновь отправиться в Константинополь, где ему удалось получить от императора Льва хрисовул с земельными пожалованиями.

В столице Власий заболел и вскоре умер, за три дня узнав о предстоящей кончине. Его кончина датируется 18 февраля 910/911/912. Власий был похоронен в алтарной части Георгиевской церкви Студийского монастыря, находившейся по левую сторону от главного монастырского храма во имя Иоанна Предтечи.

Житие Власия [1] было написано еще при жизни игум. Анатолия одним из пострижеников последнего по заказу и, возможно, со слов Луки, ученика Власия, который стал его преемником в качестве игумена на Афоне. Вероятно, упоминаемая в сохранившемся фрагменте хрисовула Льва VI афонским монастырям «обитель Луки» есть не что иное, как монастырь, основанный Власием. В силу близости к описываемым событиям житие Власия является ценнейшим источником по истории начала монашеской жизни на Афоне. Оно также проливает свет на связи первых святогорских обителей со Студийским монастырем. В состав жития входит повесть о прп. Евфросине Поваре [2]. По-гречески житие сохранилось в одной рукописи [3], однако оно оказалось в составе Четий Миней, переведенных на церковнославянский язык во второй половине XII в. Впоследствии этот же перевод был включен в Великие Четьи Минеи. На основе славянского перевода уже на русской почве была составлена проложная статья, изобилующая ошибками: Власий частично спутан с Евфросином, монастырь св. Кесария с г. Кесарией и т. д. Эта статья вошла в русский Пролог второй редакции.

Литература

  • BHG, N 278;
  • SynCP. Col. 576;
  • Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха, памятник словено-болг. письменности IX в. СПб., 1887. (ПДП; Т. 65);
  • Vita S. Blasii / Ed. H. Delehaye // ActaSS. Nov. Vol. 4. App. P. 657-669;
  • Fusconi G. M. Biadgio d'Amorio // BiblSS. T. 3. Col. 154-156;
  • Brehiér L. Blaise d'Amorium (8) // DHGE. T. 9. Col. 62-64;
  • Lake K. The Early Days of Monasticism on Mount Athos. Oxf., 1909. P. 8-52, 84-86;
  • Лопарев Х. М. Греч. жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 484-490;
  • Grégoire H. La vie de St. Blaise d'Amorium // Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 391-414;
  • Гюзелев В. Житието на Власий Аморийски като извор за българската история // ГСУ, ФСФ. 1968. Кн. 3. N 61. С. 3-31;
  • ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 927-928;
  • Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm // AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-338.

Использованные материалы



[1]  BHG, N 278

[2]  память 11 сентября, BHG, N 628

[3]  Paris. gr. 1491. X в.

Редакция текста от: 13.04.2014 18:33:22

"ВЛАСИЙ АМОРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google